Александра Качалова
Активы Олега Дерипаски на Урале добавили
головной боли местным властям. Одно из предприятий "РУСАЛа" в
Свердловской области под угрозой остановки. Во всяком случае, так
заявил рабочим директор Богословского алюминиевого завода. Другое,
в Курганской области, может запросто оказаться в другом городе. Об
этом уральскому полпреду Николаю Винниченко рассказал курганский
губернатор Олег Богомолов. Между тем, "РУСАЛ" доставляет хлопоты и
российским властям, потому что у компании гигантский долг и пока не
понятно, как же его погашать.
О том, что Курганский автобусный завод может
быть перенесен в город Павлово, где находится еще одно предприятие
Группы "ГАЗ" – ОАО "Павловский автобус" – стало известно во время
визита уральского полпреда Николая Винниченко в Курган. Губернатор
Олег Богомолов ситуацией встревожен не на шутку. По его данным, уже
издан приказ, в соответствии с которым можно говорить о том, что
холдинговая структура пытается увести производство КАвЗа в Павлово.
Скорее всего, как считает Олег Богомолов, это антикризисная мера
руководителей Группы.
В пресс-службе Группы "ГАЗ" информацию
опровергли: "На сегодняшний день не существует приказа и не принято
решение о переводе производства автобусов с Курганского автобусного
завода на Павловский автобусный завод".
В той же пресс-службе Накануне.RU заявили, что в рамках
антикризисной программы рассматриваются различные варианты сжатия
производственных площадок, а также сосредоточения технологических
линий на наиболее рентабельных площадках. "Проводится экспертный
анализ возможных вариантов развития ситуации на рынке,
просчитываются варианты оптимизации производства, моделируются
возможные последствия и риски. На данный момент на Курганском
автобусном заводе реализуется программа повышения эффективности
производства и сокращения затрат", - добавили в пресс-службе.
Справка: ОАО "Курганский автобусный завод" более сорока лет
является одним из крупнейших автобусостроительных предприятий
России. Завод был образован 14 января 1958 года для производства
автобусов и специализировался на выпуске автобусов малой
вместимости. В настоящий момент "КАвЗ" производит автобусы малого
класса на шасси ГАЗ, автобусы малого класса на шасси ЗИЛ, автобусы
среднего класса ПАЗ-4230 "Аврора".
В частности, как было озвучено во время визита полпреда в
Курган, сокращение затрат заключается в сокращении персонала. Если
еще в конце прошлого года на заводе работало 1,7 тыс. человек, то
сегодня – около 1 тыс. И это еще не предел. В случае, если завод не
получит государственный заказ на автобусы (который на предприятии
ожидают уже давно), то планируется сократить еще 200 человек.
Руководство компании будет ждать до июня, а потом уже принимать
решение, - отмечалось во время визита. Там же говорилось о том,
что, как минимум, КАвЗ может рассчитывать на заказ на 560
автобусов, а максимум – на 2,1 тыс. Количество зависит как от
объема возможного госзаказа, так и от решения руководства компании,
ведь заказ будет сделан не конкретно Курганскому автобусному
заводу, а всей Группе, и уже она определит, на что потратить
средства.
Однако даже 560 автобусов – немалое число для КАвЗа, учитывая,
что в феврале произведено лишь 22 машины. Больше производить пока
нет смысла, так как на складах предприятия стоят 280 автобусов. В
Кургане полпреду рассказали, что на сегодняшний день завод, чтобы
не быть в убытке, должен производить 50 автобусов в месяц, а до
кризиса "точка безубыточности" составляла 170 автобусов в
месяц.
Вместе с тем, предприятие рассчитывает в 2009 году произвести
600 автобусов и получить к концу года выручку в размере 1 млрд
руб. (правда, не понятно, учитывается ли в этой сумме госзаказ).
Для сравнения: в 2008 году выручка была 2 млрд руб., а, по словам
управляющего директора КАвЗ Олега Шалаева, убытки составляли 90 млн
руб.
Полпред Николай Винниченко дал свою оценку сложившейся ситуации:
снижение объемов производства и численности персонала говорят о
том, что завод гибнет. Полпред также отметил, что свяжется с Олегом
Дерипаской для обсуждения вопроса о возможном переносе
предприятия.
Вместе с тем, у курганского губернатора Олега Богомолова есть и
другие претензии к руководству группы "ГАЗ" – налоги. Так, за 2008
год КАвЗ заплатил в бюджет 6 млн руб., тогда как, например,
Курганстальмост - 240 млн. "Куда уходят деньги? Ни в бюджете, ни в
производстве их нет. Собственник делает все, чтобы здесь
присутствовать номинально. Похоже, он уводит потоки в Павлово!", -
возмутился губернатор.
Если же в Павлово будет уведено все производство, то
региональный бюджет лишится даже тех 6 млн, не говоря уже о
пополнении армии безработных, которых нужно будет переучивать,
ставить на учет и платить им пособие.
Между тем, несмотря на заверения Группы "ГАЗ" в том, что пока
никаких решений не принято, возможность переноса производства
вполне реальна.
"Это может быть сделано для сокращения административных
издержек. Группа "ГАЗ", которая столкнулась с сильным падением
продаж (за январь-февраль продажи "ГАЗелей", например, снизились на
66%) работает над тем, чтобы оптимизировать производственные
процессы, сократить издержки и, вероятно, перенос производства
автобусов рассматривается в рамках антикризисной стратегии. Сейчас,
думаю, было бы логично осуществить перенос производства", -
высказал Накануне.RU свое мнение аналитик ИФК "Метрополь" Михаил
Пак.
Не менее серьезные проблемы сейчас и у другого актива Олега
Дерипаски, входящего в ОК "РУСАЛ", Богословского алюминиевого
завода. Как рассказали Накануне.RU в профкоме предприятия, директор
Олег Буркацкий провел собрание, на котором рассказал рабочим об
экономической ситуации в области, о себестоимость продукции и
предложил принять решение: или всем снижают зарплату на 30%, или
будет остановлен завод. "Рабочие должны это решение принять как
будто бы сами. Сейчас рассматривается вопрос о снижении тарифов на
электроэнергию, и если положительное решение будет принято, то
никакого снижения зарплат, остановки предприятия не произойдет", -
сообщил Накануне.RU один из участников собрания, попросивший не
называет его имя. Он отметил, что средняя зарплата на Богословском
алюминиевом заводе составляет 20-23 тыс. руб., а некоторые рабочие
получают по 30-35 тыс. руб. в месяц. Сокращение рабочих часов и
дней не произошло, но кто-то добровольно уволился, когда предложили
перейти на другую должность с совершенно иной зарплатой – порядка
12 тыс. руб. в месяц.
Справка: Богословский алюминиевый завод – комплексное
предприятие по производству алюминия и глинозема. Третье
предприятие в СНГ по объему производства глинозема. В 1944 году
завод выдал первые тонны глинозема, в 1945 году – первый алюминий.
Основная продукция – первичный алюминий, глинозем, анодная масса,
алюминиевые сплавы, протекторы для защиты от коррозии. В 2008 году
завод произвел 185,6 тыс. т первичного алюминия, а также 1 млн 84
тыс. т глинозема.
Сейчас, по словам собеседника Накануне.RU, все ждут решения о
тарифах на электроэнергию, но если оно и будет отрицательным, то
рабочие могут не согласиться с тем, чтобы проблемы собственников
завода решались за их счет. "Мы не верим, что будет остановлен
завод, он потянет за собой целую цепочку. Бокситы нам поставляет
СУБР, если остановимся мы, остановятся и они, остановится
Богословская ТЭЦ. Налоги, которые мы платим, тоже не будут
поступать в бюджет. У людей неоднозначные настроения, но
большинство склоняются не подписывать согласие на понижение
зарплат", - добавил участник собрания.
Как заявили Накануне.RU в департаменте информационной политики
губернатора Свердловской области, накануне на антикризисной
комиссии были затронуты проблемы "РУСАЛа". Так, министр
промышленности и науки Свердловской области Анатолий Гредин
подчеркнул, что ситуация на СУБРе, Богословском и Уральском
алюминиевых заводах сложная, объемы работ везде снизились
наполовину и даже больше, продукция не имеет спроса. В общей
сложности, на этих предприятиях работает более 10 тыс. человек. И
хоть ОК "РУСАЛ" включена в список крупнейших предприятий, рабочей
группой подготовлено соглашение об урегулировании тарифов. Но
данный вопрос может быть решен только на федеральном уровне. А там
хватает проблем, связанных с гигантским долгом "РУСАЛа". Более $7
млрд компания должна зарубежным структурам, еще около $6,5 млрд -
российским банкам. Как все это выплачивать, не совсем понятно.
"Компания активно работает со своими кредиторами. В частности, с
западными кредиторами ведет переговоры о том, чтобы выплаты долга
привязать к ценам на алюминий. Соответственно, в период низких цен
выплаты должны быть минимальными, в период высоких цен увеличатся.
У кредиторов выбора особо нет. Банкротство "РУСАЛа" – не вариант, в
случае продажи активов их стоимость была бы гораздо меньше того
долга, который сейчас у компании", - обрисовал ситуацию аналитик
Unicredit Aton Марат Габитов. Он уверен, что на выплату процентов
по долгам у компании в любом случае есть деньги, а цены на алюминий
будут низкими не бесконечно. Правда, то, что они в обозримом
будущем повысятся до такой степени, что проблемы "РУСАЛа" вдруг
решатся, маловероятно.
У "РУСАЛа" есть еще один путь. Недавно компания договорилась с
ОНЭКСИМ о реструктуризации долга в $2,8 млрд. $2 млрд будут
конвертированы в акции "РУСАЛа.". Этой же дорогой могут последовать
другие кредиторы, если захотят. "Зеленый свет" не так давно дал
первый вице-премьер Игорь Шувалов, заявив, что правительство
санкционировало допуск иностранцев в капитал предприятий, которые
до сих пор считались неприкосновенными, и эта схема может быть
применена к "РУСАЛу". "Правительство может и не возражать против
того, чтобы зарубежные компании получали доли в таких компаниях,
как "РУСАЛ", если это будет лучшим способом возвращения долга", -
говорил первый вице-премьер. Вот только будет ли это лучше для
уральских предприятий, на которых работают тысячи людей,
неизвестно…