Новой турбины на ГРЭС-24
Владимир Дзагуто
Принадлежащая "Газпрому" энергокомпания ОГК-6 не
смогла добиться от НП "Совет рынка" высокого тарифа для вводимой на
ГРЭС-24 турбины мощностью 110 МВт. Регулятор, считающий, что на
электростанции проводилась модернизация, а не новое строительство,
отстоял свою позицию и установил для электростанции более низкий
тариф в 582,8 тыс. руб. за 1 МВт в месяц. Однако аналитики
полагают, что даже пониженная ставка оплаты позволит "Газпрому"
вернуть свои вложения.
Наблюдательный совет НП "Совет рынка",
регулирующего оптовый и розничный рынки электроэнергии, в пятницу
утвердил последнюю из заявок энергокомпаний на оплату новых
мощностей. Принадлежащая "Газпрому" ОГК-6 получила на 2010 год
тариф для новой турбины ГРЭС-24 в размере 582,8 тыс. руб. за 1 МВт
в месяц, сообщили в партнерстве. Тем самым изначальная заявка
"Газпрома", достигавшая 720 тыс. руб. за 1 МВт, все-таки была
снижена на 19%. Эта ставка весьма близка к исходной позиции
регулятора: в декабре "Совет рынка" предлагал зафиксировать для
новой турбины мощностью 110 МВт тариф на уровне 550-570 тыс. руб.
за 1 МВт в месяц.
В то же время в "Газпром энергохолдинге"
(управляет энергетическими активами монополии) говорят, что
удовлетворены решением регулятора. В компании подчеркивают, что
"Совет рынка" все-таки раскрыл методику отнесения мощностей не к
"новым", а к "модернизированным". Для последних используются иные
расчеты тарифа на мощность, и ставка оплаты оказывается ниже.
"Газпром энергохолдингу" пришлось направить письмо на имя министра
энергетики Сергея Шматко с просьбой наложить вето на решение
"Совета рынка". После этого Минэнерго на прошлой неделе поручило
"Совету рынка" сформулировать критерии отнесения инвестпроектов к
модернизируемым.
Тариф на новую мощность ежегодно устанавливается
наблюдательным советом "Совета рынка" для энергоблоков, введенных в
строй в 2008 году и позже, он должен обеспечивать инвесторам
возврат средств, вложенных в строительство. Действующая методика
расчета использует эталонные значения по капитальным и
эксплуатационным затратам и учитывает коэффициенты по климату,
сейсмичности, типу топлива и т. д. В оплату "старых" мощностей
включается только размер условно-постоянных расходов
электростанций.
В "Газпром энергохолдинге" также заметили, что
раскрытая "Советом рынка" методика отнесения мощностей к новым или
модернизированным будет использоваться в будущем при формировании
заявки ОГК-6 по инвестпроекту на Киришской ГРЭС. На станции в 2011
году должны будут вводиться 540 МВт мощностей. Представитель
компании также заметил, что при утвержденном тарифе окупить проект
на ГРЭС-24 будет сложнее.
Однако аналитики отмечают, что названная
"Советом рынка" ставка оплаты является достаточно высокой. Тариф в
582,8 тыс. руб. за 1 МВт в месяц для ГРЭС-24 должен обеспечить
адекватный возврат инвестиций в проект, а исходная заявка
"Газпрома" была "несколько завышенной", полагает старший аналитик
ИФК "Метрополь" Сергей Бейден. Он добавляет, что при называвшемся
ранее объеме инвестиций в 4,2 млрд руб. цена новой турбины на
ГРЭС-24 составляет примерно $1070 за 1 кВт установленной мощности,
что ниже средних показателей по стране (сооружение парогазовых
блоков обходится в $1250-1300 за 1 кВт). Говоря в целом об
инвестпрограмме ОГК-6, старший аналитик ФК "Открытие" Павел Попиков
оценил среднюю величину минимально необходимой компании оплаты
новых мощностей в 350 тыс. руб. за 1 МВт в месяц при ежегодной
индексации на 8% в течение десяти лет. По его расчетам,
среднегодовой тариф в таком случае составлял бы примерно 476 тыс.
руб.