АЛАН ХУРУМОВ
Российские автомобилестроители в 2005 году на 3%
уменьшили отгрузку легковых автомобилей и примерно на столько же
увеличили отгрузку грузовых. Эксперты объясняют это тем, что
производимые в России легковые автомобили морально устарели и
некоторые модели явно сходят с дистанции («классическое семейство»,
«Ока», «Иж»), в то время как продажи грузовиков растут на волне
отложенного спроса: новые машины заменяют выбывающие модели,
собранные еще в Советском Союзе. По данным, обнародованным вчера
АСМ-холдингом, в прошлом году отечественные автопредприятия
сократили отгрузку легковых машин по сравнению с 2004 годом на
2,9%. В 2005 году было отгружено 1 млн 67 тыс. 626 легковых
автомобилей против 1 млн 99 тыс. 537 штук годом ранее. Отгрузки
грузовиков и автобусов в 2005 году, напротив, выросли. Так, с
января по декабрь прошлого года предприятия российского автопрома
поставили 209 тыс. 856 грузовых автомобилей против 204 тыс. 220
штук годом ранее. Таким образом, отгрузки были увеличены на 2,8%.
Что касается автобусов, в том числе на шасси грузовых автомобилей
российских предприятий, то их в прошлом году отгрузили 76 тыс. 482
штук, на 0,4% выше показателя 2004 года. Эксперты объясняют неудачи
российских производителей легковых машин стагнацией спроса на
отечественную продукцию на форме подъема российских производителей
иномарок, продажи которых росли на фоне стагнации АвтоВАЗа и спада
остальных «традиционных» производителей (см. таблицу). ТагАЗ,
собирающий автомобили Hyundai, и «Форд мотор компани» показали
положительную динамику, увеличив отгрузки на 71,6% и 23,8%
соответственно. При этом у обоих производителей были в 2005 году
проблемы: ТагАЗ недополучал машинокомплекты из-за всекорейской
забастовки, а «Форд» менял модельный ряд, переходя на Focus второго
поколения.«Это общероссийская тенденция — спрос на продукцию
отечественного автопрома остается на прежнем уровне, а рынок
демонстрирует рост. Соответственно, и их доля
отгрузок уменьшается»,— объясняет эксперт ИФК «Метрополь» Александр
Жуков. По мнению аналитика ГК «Регион» Евгения Шаго,
снижение отгрузок легковых автомобилей зависит и от наполняемости
складов. «Год назад складские остатки отечественных
автопроизводителей были значительно ниже нормы»,— уточняет эксперт.
По его мнению, это приведет к увеличению отгрузок в 2006 году.
«Производство у большинства предприятий отрасли увеличилось, а
отгрузки, наоборот, уменьшились. Это ведет к наполняемости складов
и обещает неплохие отгрузки в 2006 году»,— прогнозирует эксперт. «В
следующем году тенденция падения отгрузок продолжится,—
полемизирует с ним эксперт „Центр Инвеста” Геннадий Суханов.— Самое
большое падение показали ГАЗ („Волга”), ЗМА („Ока”), СеАЗ („Ока”) и
„Иж-авто” („Иж”). Все эти модели безнадежно устарели, и спрос на
них постоянно падает». «АвтоВАЗ ожидает такая же стагнации. Они
произведут около 750 тыс. автомобилей. Отгрузки ГАЗа, ЗМА, СеАЗа,
„Иж-авто” будут сокращаться»,— резюмирует Суханов. По мнению
экспертов, продолжится и тенденция роста отгрузок грузовых
автомобилей. Они, по словам Александра Жукова из ИФК «Метрополь», в
России вполне конкурентоспособны, так как отвечают потребностям
соотечественников по соотношению цена-качество. Есть и еще
одна причина роста спроса на грузовики. «Российские грузовики
попали под волну отложенного спроса,— объясняет эксперт ИК „Тройка
Диалог” Гайрат Салимов.— Долгое время в СССР производилось и
эксплуатировалось очень большое количество средних грузовиков. Но
за 15 лет, прошедших с тех пор, значительное количество этих
грузовиков было выведено из обращения и появились потребности в
новых».