Сергей Сенинский
По некоторым экспертным прогнозам, в 2010 году в
России до 45-50 процентов всех новых купленных легковых автомобилей
может быть приобретено с использованием банковских кредитов. Если
эти оптимистические прогнозы оправдаются, российский рынок
автокредитования фактически вернется к докризисному уровню.
Напомним, что в 2008 году почти каждый второй
новый легковой автомобиль в России был куплен в кредит. В 2009 году
из-за кризиса объемы автокредитования в России сократились вдвое,
примерно до уровня 2004 года. Но, по оценке аналитика
инвестиционной компании "АТОН" Юлия Матевосова, уже в 2010 году
автокредитование в стране может приблизиться к докризисному
уровню:
- В 2010 году объем продаж автомобилей в кредит,
судя по данным, которые сейчас поступают с рынка, достигает 30-35
процентов от общего объема рынка, в конце года эта цифра может
вырасти еще. Что касается влияния на рынок автомобильных кредитов
государственной программы утилизации старых машин, то ее значение
было особенно велико в прошлом году, когда российский авторынок
пребывал в "коматозном" состоянии. Многие тогда воспользовались
предлагаемой схемой, так как рыночные ставки по автокредитам были
просто предельными.
В 2010 году, как мне представляется, роль
программы государственного льготного автокредитования останется
существенной, но уже не главной, так как восстанавливается и
обычное, коммерческое банковское кредитование. Ведь для банков
выдача автокредитов – выгодное размещение свободных средств. Острая
фаза кризиса миновала, и они снова расширяют кредитование – в
частности, снижая ставки по автомобильным кредитам.
На взгляд аналитика инвестиционной
финансовой компании "Метрополь" Андрея Рожкова, расширение
автокредитования в 2010 году с госпрограммой утилизации связано
слабо:
– Все-таки это два разных сегмента.
Программа утилизации нацелена, в первую очередь, на бюджетные
автомобили, в то время как автокредиты используются в основном для
покупки автомобилей среднего класса и более дорогих. А снижение
ставок по автокредитам, которое наблюдается в последние месяцы,
связано главным образом со стабилизацией финансовых рынков,
улучшением балансов банков и, соответственно, с усилившейся
конкуренцией между ними.
Укрепление курса рубля в 2010 году, на мой
взгляд, также не относится к ключевым факторам расширения
автокредитования. Хотя в целом укрепление национальной валюты, как
правило, ведет к снижению ставок по автокредитам, поскольку в
рублевом выражении стоимость импортных автомобилей снижается, что
стимулирует спрос на эти автомобили. А это, в свою очередь, отчасти
побуждает банки конкурировать между собой и предлагать все более
выгодные условия кредитования. Поэтому я вижу скорее косвенную
связь между укреплением рубля и снижением ставок по
автокредитам.