Антон Иванов
В 2006 году российский автопром снова увеличил
показатели. В России стали производить существенно больше иномарок
и немного больше отечественных машин. Покупатели уделяют все больше
внимания иномаркам стоимостью $10-20 тыс. На конференции «Основные
тенденции и итоги развития автомобильной промышленности России в
2006 году» заместитель директора Департамента промышленности
Минпромэнерго России Виктор Семенов подвел предварительные итоги
развития автомобильной промышленности в 2006 году. По его словам,
за одиннадцать месяцев текущего года было произведено 1 368 933
автомобилей, что на 11,9% больше, чем за аналогичный период
прошлого года. Больше всего в общем числе легковых автомобилей – 1
072 042 штук. Это на 11% больше, чем год назад, причем 245 547 из
них произведены на предприятиях, работающих в режиме «промышленной
сборки». Доля этих машин по сравнению с прошлым годом выросла на
74%. Скромнее рост в сегменте грузовых автомобилей – их было
произведено 226 243 штуки (рост – 19%), автобусов – 70 648 штук
(рост – 5,8%). В этом году россияне при выборе машин стали все чаще
ориентироваться на автомобили в ценовой группе $10-20 тыс. Хотя
самым популярным, по-прежнему, остается сегмент машин по цене от $5
до 10 тыс. Как отметил Семенов, иномарки не создают серьезную
конкуренцию отечественному автопрому, потому что «рост доли
импортных автомобилей наблюдается в секторе 15-20 тысяч долларов,
где отечественный производитель почти не представлен». Впрочем,
отечественные производители пока и не снижают объемов производства.
По словам того же представителя Минпромэнерго, большая часть
массового спроса по-прежнему сосредоточена в нижнем ценовом
сегменте, где работает «АвтоВАЗ». За минувшие одиннадцать месяцев
российский автогигант произвел 703 374 автомобиля и тем самым на 7%
улучшил прошлогодние показатели. «Темпы роста рынка в последние
годы и факторы, определяющие этот рост, позволяют нам
прогнозировать общий объем продаж легковых автомобилей в России к
2010 году в размере не менее 2,6 млн. штук в год, а в денежном
выражении - более $30 млрд», – - подытожил Виктор Семенов. По
словам, специалиста инвестиционной компании «Метрополь» Александра
Жукова 2,6 млн. штук – вполне реальная цифра. «Это общий объем
рынка. Из этих 2,6 миллионов около 900 000 иномарок будет
произведено в России, еще примерно 850 000 в 2010 году будет
выпущено отечественных автомобилей. Все остальное будет
импортироваться из-за границы». По оценкам эксперта, продолжится
тенденция смещения интересов покупателей к более дорогим
автомобилям. Причины тому – рост доходов и постоянно
увеличивающаяся популярность кредитов: «Статистика покупок
автомобилей в кредит растет очень большими темпами, – отмечает
эксперт. – Уже сейчас примерно 30-40% машин покупается в кредит,
скоро по этому показателю Россия догонит Европу, где эта доля
60-70%». Что же касается брэндов, то, по мнению Жукова, рано
говорить о том, что в нашей стране на лидирующие роли выйдет
Toyota, которая, видимо, в ближайшее время захватит лидерство на
мировом рынке. «В России популярнее будут более дешевые машины,
такие как Ford и Hyundai. К тому же Chrysler может начать
производство недорогих моделей на совместном предприятии
GM-«АвтоВАЗ». Еще более оптимистичные прогнозы дает
независимый эксперт авторынка Валерий Тараканов: «Я уже сейчас
оцениваю рынок новых автомобилей (если говорить о легковых и
коммерческих авто) в $33,3 млрд. К 2007 году он должен уже достичь
42,4 млрд. долларов. Это будет примерно 2,87 млн новых автомобилей
в год (включая легкие коммерческие авто массой до 3,5 тонн)».