Юлия Паздникова
В скором времени «АвтоВАЗ» может получить часть
салонов своего бывшего дилера компании «Элекс-Полюс» в зачет
проданных нелегально машин. Это станет очередным этапом укрупнения
дилерской сети автогиганта.
В скором времени часть салонов одного из бывших
крупных дилеров ОАО «АвтоВАЗ» компании «Элекс-Полюс» может перейти
в собственность компании за долги. Как пишет газета «Коммерсантъ»,
задолженность у дилера (в размере порядка $35 млн) образовалась в
результате недостачи, выявленной на его складах. По данным газеты,
в ходе проверки комиссия ВАЗа не обнаружила там более 4 тыс. машин,
которые были переданы дилеру, но за которые он так и не расплатился
с производителем. Сообщается, что в счет долга ВАЗ намерен забрать
половину салонов «Элекс-Полюса».
На «АвтоВАЗе» и в «Элекс-Полюсе» «Газете.Ru»
озвучить свою позицию в этом конфликте отказались.
«ОАО «АвтоВАЗ» не комментирует отношения со
своими партнерами», – сообщили в пресс-службе компании.
Однако эксперты убеждены, что укрупнение
собственной дилерской сети автогиганту на руку. Более того, свое
стремление к этому руководство обозначало в период перехода под
контроль «Рособоронэкспорта».
Как считает аналитик финансовой корпорации
«Уралсиб» Наталья Сорокина, «АвтоВАЗу» было бы выгоднее оставить
контроль над вырученными в счет долгов салонами себе. «Эти
автосалоны было бы логичнее задействовать в реализационной цепочке.
Главный интерес «АвтоВАЗа» сегодня заключается в том, чтобы как
можно больший кусок этой цепочки контролировать самому, причем не в
плане владения, а в операционном смысле тоже», – говорит она.
По мнению другого эксперта, ведущего аналитика ИФК
«Метрополь» Михаила Пака, полученные автосалоны можно передать под
контроль сбытовой «дочки» ВАЗа – компании «Лада-Сервис», которая
реализует 25% всей продукции завода. Это бы, в свою очередь,
усилило позиции дилера, что может принести «АвтоВАЗу» не меньшую
выгоду.
«Лада-Сервис» как раз сейчас является предметом
коммерческой сделки.
Во время кризиса руководство завода в Тольятти
пытается оформить покупку предприятия «Иж-Авто», принадлежащего
группе СОК, не за живые деньги, а в счет своего дилерского бизнеса.
На кону 75% акций «Лады-Сервис», которые руководство ВАЗа планирует
обменять на 98% акций ОАО «Иж-Авто». С учетом этого, говорит Пак,
усиление «Лады-Сервис» было бы логичным. Более того, считает
эксперт, это укрупнение будет выгодно как потенциальным новым
собственникам «Лады-Сервис», так и самому «АвтоВАЗу». «Группа СОК
заинтересована в усилении этого актива, так как это уже устоявшийся
бизнес с конкретной долей на рынке. В то же время это выгодно и
заводу. Если сделка состоится, СОК обязан будет продавать через
«Ладу-Сервис» определенный объем продукции – минимум 25%. А чем
большим будет этот объем, чем больше будет у «Лады-Сервис» зона
покрытия салонами в разных точках России, тем лучше ВАЗу, который в
этом случае получит более широкие возможности реализации своей
продукции», – утверждает он.
В любом случае, говорят эксперты, происходящие
сегодня на рынке события приведут к укрупнению дилерской сети
«АвтоВАЗа».
«Это естественный процесс. Мелкие дилеры начнут
вообще уходить с рынка. В конечном итоге останутся только крупные,
мощные компании. Причем вне зависимости от того, будет «АвтоВАЗ»
прилагать к этому какие-то усилия или нет», – говорит генеральный
директор ЗАО «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. По его
мнению, мелкие дилеры, которые уже сегодня отказываются от работы с
«Ладами», в основной своей массе перепрофилируются,
сконцентрировавшись на выполнении сервисного обслуживания. Такой
вариант развития событий называет наиболее вероятным и Михаил Пак.
Второй путь для мелких дилеров, говорит он, укрупнение путем
слияния с другими мелкими дилерами или присоединения к более
крупным.
Директору по развитию auto-dealer.ru Олегу
Дацкиву кажется, что вариант работы в нише сервисного обслуживания
в случае с автомобилями марки ВАЗ является не настолько
привлекательным, как может показаться на первый взгляд. «Проблема в
том, что покупатели продукции «АвтоВАЗа», к сожалению, долгое время
воспитывались на том, что «нашу» машину можно отремонтировать где
угодно. Даже в поле. Хотя есть вазовские дилеры, которые приучали
своих клиентов к сервисному обслуживанию (тот же «Элекс-Полюс»,
«Автомир», «Инком» и некоторые другие), но тот уровень дохода в
70–80% прибыли, который можно заработать на сервисе, в случае с
«Ладами» недостижим», – уверен он.