Автор: Олег Кузнецов
«Ростехнадзор» отправил в суд материалы проверки
ТАНТК
Нижне-Донское управление Ростехнадзора в ходе
проверки «Таганрогского авиационного научно-технического комплекса
им. Г.М.Бериева (ТАНТК) выявило нарушения требований промышленной
безопасности. Ведомство не ограничилось предписанием об устранении
нарушений и штрафами для должностных лиц. Материалы проверки
направлены в суд для принятия решения об административном
приостановлении деятельности предприятия. Таганрогские
авиастроители имеют действующий контракт с МЧС стоимостью более 8,7
млрд рублей на производство самолетов Бе-200. Насколько претензии
надзорного ведомства и грозящее приостановление деятельности могут
повлиять на его исполнение, в ТАНТК не комментируют.
Согласно размещенной на сайте регионального
«Ростехнадзора» информации, внеплановая проверка ТАНТК проводилась
в первой половине сентября и в ходе нее надзор выявил ряд нарушений
обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации
опасных производственных объектов (ОПО). В частности, штат
работников ОПО недоукомплектован, у допущенных к работе сотрудников
нет соответствующих квалификационных допусков и медицинского
освидетельствования. Помимо этого ведомство отмечает, что «не
обеспечено проведение диагностики, испытаний, освидетельствования
сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО, не
обеспечено предотвращение проникновения на опасный производственный
объект посторонних лиц».
В управлении Ростехнадзора „Ъ“ сообщили, что
проверка проводилась в ответ «на обращения граждан о фактах
нарушения требований промышленной безопасности», не уточнив, идет
ли речь о жалобах действующих работников ТАНТК. «Проверка велась по
изложенным в обращении фактам, исследовались прежде всего подъемные
сооружения», — сказал представитель ведомства.
Комиссия Ростехнадзора выдала гендиректору ТАНТК
Виктору Кобзеву предписание об устранении нарушений и направила
материалы проверки в Таганрогский суд «для принятия решения об
административном приостановлении деятельности по ч.1 ст. 9.1 КоАП
РФ». Согласно ч.1 данной статьи, деятельность предприятия может
быть приостановлена на срок до 90 суток.
В ТАНТК о претензиях Ростехнадзора и возможности
быстро устранить выявленные нарушения пока официально не говорят.
По словам представителя авиапредприятия, «работа идет в нормальном
режиме».
Основные акционеры ТАНТК — подконтрольная
государству «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) —
32,3%, ОАО «Компания „Сухой“» — 30,4%, ОАО НПК «Иркут» — 31,6%.
Весной этого года правительство России одобрило
предложение МЧС о заключении долгосрочного госконтракта на закупку
шести самолетов Бе-200ЧС для нужд министерства. Контракт был
заключен с ТАНТК в мае, его остаточная стоимость на начало сентября
составляла более 8,7 млрд руб. Также в сентябре текущего года
таганрогские авиастроители объявили о привлечении в Сбербанке
кредитной линии в объеме свыше 8 млрд руб. для финансирования работ
по госконтракту.
ТАНТК является разработчиком Бе-200, однако его
серийное производство в спасательной модификации начиналось в
2001 году на мощностях Иркутского авиазавода (ИАЗ). В 2007 году,
после образования ОАК и вхождения в нее ТАНТК было принято решение
о переносе производства самолетов-амфибий в Таганрог. С целью
создания замкнутого цикла по производству Бе-200 ТАНТК присоединил
к себе ОАО «Таганрогская авиация» (ТАВИА), объединение завершилось
весной этого года. Первый «таганрогский» Бе-200ЧС планируется
выпустить в 2013 году, а до конца текущего года ТАНТК намерено
поставить МЧС две амфибии совместного с Иркутским авиазаводом
производства.
Учитывая «политически важный» контракт и
«лоббистский ресурс» ОАК, дело до приостановки ТАНТК может не
дойти, отмечают эксперты. «Авиастроение — это не металлургия, и
катастрофичных последствий остановка производства не повлечет,
однако сроки выполнения заказов в этом случае, возможно, придется
пересматривать, а это существенные для компании потери», — говорит
аналитик ФК «Уралсиб» Денис Ворчик.
По мнению аналитика ИФК «Метрополь»
Андрея Рожкова, ТАНТК может самостоятельно «исправить ситуацию», не
дожидаясь судебного решения. «Даже при самом худшем сценарии, в
случае простоя, никакой катастрофы не будет. Специфика авиастроения
— в длительном производственном цикле, и та же ОАК уже не раз
корректировала сроки поставки самолетов по контрактам», — отмечает
эксперт.
http://www.kommersant.ru/doc-y/1777781