Государство решает как делить 300 млрд рублей от
продажи тепловой генерации – теперь в РАО ЕЭС готовы отдать
госпакеты в ОГК и ТГК не только Федеральной сетевой компании (ФСК),
но и «ГидроОГК» и «Системному оператору» (СО). Эксперты считают,
что схема реорганизации холдинга усложнилась до предела. Основной
акционер РАО ЕЭС — государство (52,68%), у «Газпрома» — 11,6%, у
«Норильского никеля» — 3,5%, в виде депозитарных расписок
обращается почти 20%. Выручка за 2005 год по МСФО — 765 млрд руб.,
чистая прибыль — 23,97 млрд руб. В РАО входят Федеральная сетевая
компания (ФСК), «Системный оператор», «ГидроОГК», шесть
оптово-генерирующих компаний (ОГК), 14 территориально-генерирующих
компаний (ТГК), сбытовые компании, «Интер РАО» и другие активы.
После реорганизации РАО государство должно сохранить контроль за
ФСК, «Системным оператором» и «ГидроОГК». Во вторник в РАО ЕЭС
состоялось очередное заседание комитета по стратегии и
реформированию. В энергохолдинге решали, кому отдать
государственные акции в тепловой генерации, чтобы реализовать
масштабную инвестпрограмму холдинга. Как сообщил «Газете. Ru» один
из членов комитета, проект решения предполагает, что получить
пакеты в тепловой генерации наряду с ФСК могут «ГидроОГК» и
«Системный оператор» (СО). Потом эти акции компании смогут продать
для реализации своей инвестпрограммы. «Это будет дополнительный
источник финансирования наряду с бюджетным», – подчеркнул член
комитета. Напомним, новый план реорганизации РАО менеджмент
энергохолдинга представил в январе. РАО предлагало условно поделить
пакеты акций целевых компаний, выделяемых из энергохолдинга, на две
группы – государственная доля (52%) и миноритарная доля (48%).
Миноритарные доли в ФСК, ОГК и ТГК будут выделены в отдельные
условные холдинги, которые впоследствии будут присоединены к
соответствующим компаниям. Государственная же доля в генерации и в
ФСК должна была быть выделена в отдельный условный госхолдинг,
который затем будет присоединен к ФСК. Таким образом, государство
напрямую получит около 75–80% акций ФСК, а та будет владеть
пакетами в 13–40% акций тепло-ОГК и ТГК, которые впоследствии
продаст. Для реализации этого плана при подготовке разделительного
баланса РАО подсчитает, какая доля из его пакета в той или иной
генерирующей компании и ФСК причитается как государству (52,7% в
уставном капитале РАО), так и миноритарным акционерам. Теперь ФСК
придется делиться – в эту и без того сложную схему решили включить
еще «ГидроОГК» и «Системного Оператора». В целом, полагают эксперты
отрасли, такое распределение можно считать логичным. «Основными
целями передачи государственных долей в тепловой генерации ФСК
является увеличение доли государства до предусмотренного законом
уровня в 75%+1 акция и финансирование инвестиционной программы ФСК,
– поясняет аналитик «Тройки-Диалог» Игорь Васильев. – Стоимость
генерирующих компаний значительно увеличилась, и для обеспечения
этих задач требуется меньшее число пакетов или меньшие пакеты акций
генерирующих компаний». В самом РАО подсчитали, что доля
государства в тепловой генерации составляет 300 млрд руб. Однако,
по оценке Станислава Клещева из ВТБ 24, на текущий момент она на
треть больше и составляет около 400 млрд руб. Денег поэтому может
хватить и на всех. Отдавая свои доли в ОГК и ТГК, государство хочет
одновременно достичь двух целей – сохранить контрольные пакеты в
сетях, гидрогенерации и СО и найти для них необходимые инвестиции.
«При проведении допэмиссии «ГидроОГК» государство должно внести в
уставный капитал компании в общей сложности около 40 млрд руб., а
для увеличения доли в «Системном операторе» до 75%+1 акция уставной
капитал этой компании должен быть увеличен на 1,2 млрд руб.», –
подсчитывает Игорь Васильев. Соответственно, если изменения в
первоначальный план будут одобрены, ГидроОГК и «Системный оператор»
могут рассчитывать на эти суммы. «Для гидрогенерации в
целом это решение может оказаться очень позитивным, – уверен
Алексей Соловьев из ИФК «Метрополь», – ведь это позволит
государству получить контрольный пакет, а самой «ГидроОГК» –
провести конвертацию акций и осуществить выход на фондовый
рынок». Однако специалисты на рынке опасаются, что
схема реорганизации энергетики станет теперь куда более громоздкой
– ведь вместо двух появятся четыре конечных приобретателя акций –
ФСК, «ГидроОГК», «Системный оператор» и миноритарии. Но, надеются
эксперты, процесс реформы энергетики от этого не затянется.