РЖД планирует продать половину «Транстелекома»
до конца 2015 г. Правда, желающих приобрести этот актив пока
нет
Елизавета Серьгина
Милана Челпанова
Компания «Транстелеком»
оператор фиксированной связи
акционер — РЖД (100%).
финансовые показатели (МСФО, 2012 г.):
Выручка — 27,06 млрд руб.,
OIBDA — 4,79 млрд руб.,
чистая прибыль — 660 млн руб.
РЖД рассчитывает до конца 2015 г. продать 50%
минус 2 акции ОАО «Транстелеком» (ТТК), говорится в пояснительной
записке к проекту финансового плана РЖД, с которой ознакомились
«Ведомости». «В планируемом периоде 2014-2016 гг. на показатели
холдинга РЖД существенное положительное влияние оказывают только
дочерние предприятия, осуществляющие грузовые перевозки», —
говорится в документе. А активы, не оказывающие такого влияния,
следует продать.
К таким предприятиям относится и магистральный
оператор «Транстелеком». РЖД прогнозирует, что чистая прибыль
компании в 2014 г. составит 0,6 млрд руб., в 2015 г. — 0,5 млрд
руб., в 2016 г. — снова 0,6 млрд руб. Прогнозов на 2013 г. в
документе нет. По итогам 2012 г. чистая прибыль ТТК была выше — 0,7
млрд руб. (выручка компании в прошлом году составила 27,1 млрд
руб., OIBDA — 4,8 млрд руб., рентабельность по OIBDA — 17,7%).
Впервые о возможности продажи неконтрольного
пакета ТТК частному инвестору президент РЖД Владимир Якунин заявил
в 2006 г., назвав одним из вариантов IPO. В 2010 г. РЖД рассылала
инвестбанкам предложение рассмотреть возможность участия в продаже
пакета акций ТТК в ходе IPO либо частного размещения. Обсуждался
также вариант продажи оператора стратегическому инвестору.
В этом году РЖД уточняла, что рассматривает
продажу ТТК в долгосрочной перспективе, а пока намерена укреплять
рыночные позиции оператора — в частности, вывести его на рынок
широкополосного интернет-доступа (ШПД). По словам партнера
нескольких российских операторов, РЖД проводила внутреннюю оценку
стоимости бизнеса ТТК в начале этого года и получилось не больше
$800 млн — по такой цене железнодорожная компания продавать актив
не готова. Два года назад председатель совета директоров ТТК Сергей
Липатов говорил, что если бы компания продавалась в тот момент, то
могла бы стоить $1,5-2 млрд.
Продать ТТК будет непросто, ведь компания не
владеет магистральной сетью связи, на которой работает (ее
протяженность — более 75 000 км), говорит источник в крупном
операторе. Этой сетью владеет РЖД и передавать свою инфраструктуру
ТТК не собирается — она обеспечивает безопасность перевозок.
Поэтому вряд ли ТТК заинтересует какого-либо стратегического
инвестора, резюмирует собеседник «Ведомостей».
Представители РЖД и ТТК не стали в пятницу
комментировать возможную продажу компании. Представитель ТТК
Татьяна Семенова подтвердила, что ТТК арендует инфраструктуру: за
это оператор платит РЖД 2,8 млрд руб. в год.
В августе президент ТТК Артем Кудрявцев
рассказывал «Ведомостям», что главная цель стратегии развития ТТК
до 2015 г. — занять 15% регионального рынка ШПД и увеличить
стоимость компании до 75 млрд руб. ($2,3 млрд). Развитие бизнеса
ТТК идет в соответствии со стратегией и бизнес-планом, заверял
он.
Опрошенные «Ведомостями» аналитики
затруднились оценить ТТК. Оценка будет зависеть от того, удастся ли
ТТК к 2015 г. компенсировать снижение доходов от услуг
международной и междугородной связи и усилить позиции на рынке ШПД.
По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Евгения Голосного, продать
неконтрольный пакет в компании будет сложно, так как любой акционер
в России заинтересован в полном контроле над
компанией.
Из крупных операторов никто не заявил о своем
интересе к ТТК. Представители «Ростелекома», Tele2, «Вымпелкома» и
«Мегафона» от комментариев отказались. А представитель МТС Дмитрий
Солодовников лишь отметил, что собственная волоконно-оптическая
линия связи МТС превышает 140 000 км — это «удовлетворяет текущие и
перспективные потребности МТС в транспортной инфраструктуре».
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/566091/dva-goda-chtoby-prodat#ixzz2kJmWWGXW