Совместному предприятию в условиях кризиса
придется выживать без финансовой поддержки
Сергей Столяров
Один из соучредителей ЗАО «СП «GM-АвтоВАЗ»,
корпорация General Motors, объявил о своем возможном банкротстве в
ближайшее время. В этой ситуации тольяттинской «дочке» СП уже не
приходится рассчитывать на помощь со стороны своего американского
партнера, равно как и АвтоВАЗа, который на сегодняшний момент и без
того испытывает серьезные финансовые и производственные
трудности.
Совместному предприятию, по всей видимости,
придется искать пути выхода из кризиса сбыта самостоятельно, не
рассчитывая на помощь своих учредителей. В отличие от АвтоВАЗа, СП
вряд ли может претендовать и на серьезные финансовые вливания со
стороны государства. Тем не менее, в настоящее время вопрос о смене
партнеров или акционеров предприятия не ставится, хотя эксперты не
исключают, что в будущем возможна продажа принадлежащего GM пакета
стороннему инвестору.
30 марта корпорация General Motors опубликовала
официальное заявление, в котором не исключается возможность
ее банкротства. «GM предпримет все необходимые меры для успешной
реструктуризации компании, которая может включать и процесс,
контролируемый судом по делам о банкротстве», – говорится в
документе. В настоящее время финансовое положение GM остается
крайне тяжелым, корпорация выживает только за счет
правительственных кредитов. Ее убытки по итогам прошлого года
составили $ 30,9 млрд. По мнению ведущего эксперта УК «Финам
Менеджмент» Дмитрия Баранова, сейчас банкротство компании
маловероятно. «Однако, учитывая текущую ситуацию в мировой
экономике и неутешительные прогнозы на будущее, полностью исключать
такого развития событий нельзя», – полагает аналитик.
Эксперт по работе со СМИ ЗАО «GM-АвтоВАЗ» Ирина
Шемякина сообщила, что сложное финансовое положение одного из
учредителей никак не отражается на работе их предприятия.
Заместитель генерального директора аналитического агентства
«Автостат» Сергей Удалов пояснил, что «GM-Авто-ВАЗ» мало зависит от
американской корпорации, поскольку на предприятии очень высока
степень локализации производства. «СП уже давно работает, приносит
прибыль и не нуждается в финансовых вливаниях со стороны
материнской компании», – говорит Баранов.
Большую часть комплектующих на СП поставлял
АвтоВАЗ, а объем поставок со стороны GM оставался незначительным.
Собственно, по этим же причинам возможное банкротство General
Motors не способно существенным образом повлиять на работу
самарской «дочки» концерна.
Между тем ЗАО «GM-АвтоВАЗ» сейчас переживает не
лучшие времена. По данным УК «Финам Менеджмент», в январе-феврале
2009 года предприятие реализовало на российском рынке 4383 машины
Chevrolet Niva, что на 41% меньше, чем за аналогичный период
прошлого года. В феврале было продано 2044 автомобиля, что на 54%
меньше показателя 2008 года. Шемякина сообщила, что в условиях
экономического кризиса производственный план предприятия на 2009
год был скорректирован в сторону уменьшения. «Дилеры из-за кризиса
испытывают недостаток оборотных средств, доходы населения также
снизились. Поэтому спрос на выпускаемую нами продукцию сократился»,
– пояснила она. По ее словам, сегодня «GM- АвтоВАЗ» производит
единственную модель – рестайлинговую Chevrolet Niva. «Время»
напоминает, что СП объявило о прекращении сборки автомобилей
Chevrolet Viva еще в марте прошлого года. По словам Баранова,
машины, выпускаемые «GM-АвтоВАЗ», все же остаются
востребованными. Этот фактор может сыграть для предприятия
положительную роль и помочь ему со временем преодолеть негативные
последствия экономического кризиса.
В отличие от АвтоВАЗа, его «дочке» не приходится
рассчитывать на серьезные финансовые вливания со стороны
государства. По мнению Удалова, государство сегодня склонно
поддерживать только наиболее крупных автопроизводителей. С
ним согласен и аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. «Первоочередной
задачей правительства является финансовая поддержка АвтоВАЗа. А
автогигант, если сочтет нужным, сам может оказать помощь своему
дочернему предприятию», – полагает эксперт. Баранов обратил
внимание, что кредиты, обещанные премьер-министром РФ Владимиром
Путиным в ходе его визита на АвтоВАЗ, будут выделены на поддержание
его деятельности. «Вряд ли что-то из этой суммы достанется
«GM-АвтоВАЗ», – считает он.
Михаил ПАК, аналитик ИФК «Метрополь»:
- Теоретически в случае банкротства GM
принадлежащий ему пакет акций ЗАО «GM-АвтоВАЗ» может быть продан.
АвтоВАЗ его явно не купит ввиду нехватки средств. Renault также
вряд ли проявит к этому какой-либо интерес. Мне вообще трудно
предположить, какая компания может стать покупателем.