Французский ритейлер может выйти в Россию
самостоятельно
Мария Соловиченко
Вчера стало известно, что экспансией в Россию
компанией Carrefour, второй по обороту на мировом рынке розничной
торговли, будет руководить Дидье Флери, который сейчас возглавляет
бизнес Carrefour в Италии. Он должен вывести французскую сеть на
российский рынок до конца текущего года. По мнению экспертов, если
Carrefour не сумеет договориться с акционерами российской Х5 Retail
Group о вхождении в капитал компании, сеть будет самостоятельно
выходить на российский рынок в формате гипермаркетов. В этом случае
приход Carrefour в Россию не изменит расклад сил на рынке.
Корпорация Carrefour — вторая по обороту розничная компания в мире
после Wal-Mart. Насчитывает более 11 тыс. мультиформатных магазинов
— гипермаркеты Carrefour, супермаркеты Champion, небольшие магазины
Shopi и Marche Plus, дискаунтеры Dia, Ed, магазины cash-and-carry
Promocash. Представлена более чем в 30 странах. Объем продаж в 2005
году — 78 млрд евро. Российский розничный рынок в очередной раз
взбудоражили слухи о приходе французской сети Carrefour. Экспансией
компании в России будет руководить Дидье Флери, возглавляющий в
настоящее время бизнес Carrefour в Италии. Он должен вывести
французскую сеть на российский рынок до конца текущего года.
Предполагается, что Carrefour в своей работе в России сфокусируется
не столько на рынках Москвы и Санкт-Петербурга, сколько на
быстрорастущих рынках городов-миллионников. Призрак Carrefour
пугает Россию с 1998 года. Именно тогда появились первые слухи о
выходе на отечественный рынок французского розничного гиганта.
Обсуждались два сценария выхода Carrefour на российский рынок: либо
французская корпорация заходит в Россию через покупку одного из
крупнейших отечественных операторов, либо строит торговую сеть
самостоятельно. В качестве одного из возможных приобретений
назывались компании «Рамстор» и объединившиеся в X5 Retail Group
«Пятерочка» и «Перекресток». В обеих компаниях факт переговоров о
продаже опровергают. По словам PR-менеджера «Рамэнки» (развивает
«Рамстор») Елены Скальской, «компания не намерена продавать свой
розничный бизнес». С аналогичным заявлением выступил вчера главный
исполнительный директор Х5 Лев Хасис. «Компания и ее основные
акционеры не собираются продавать бизнес в среднесрочной
перспективе и сосредоточены на реализации пятилетней стратегии
развития группы на российском рынке», — прокомментировал слухи о
продаже г-н Хасис. Между тем эксперты называют X5 Retail Group
единственным возможным кандидатом на продажу Carrefour. «Все
остальные российские операторы розничного рынка либо невелики по
обороту, либо не подходят Carrefour по формату, — говорит аналитик
ИК «Тройка Диалог» Михаил Терентьев. — К примеру, «Магнит» работает
в основном в формате дискаунтеров, у «Седьмого Континента» в
настоящее время слабые позиции в регионах». Эту точку зрения
поддерживает и начальник отдела фундаментального анализа БД
«Открытие» Наталья Мильчакова. По ее словам, если представители
французской сети не войдут в капитал Х5, то, скорее всего,
Carrefour в России начнет развиваться самостоятельно, работая в
формате гипермаркетов. «Этот формат сегодня в России наиболее
востребован», — считает г-жа Мильчакова. По мнению аналитика
ИФК «Метрополь» Михаила Красноперова, даже развивая формат
гипермаркетов, самостоятельно работать в России Carrefour будет
сложно. «Компания потеряет очень много времени, прежде чем построит
столько гипермаркетов, чтобы стать конкурентоспособной. За этот
период отечественные и западные сети займут рынок», — говорит г-н
Красноперов. Следует отметить, что вариант «самостоятельной
работы» в России не исключают и сами французы. Летом прошлого года
глава совета директоров Carrefour Люк Вандевельд заявлял о
возможности строительства торговых комплексов в 20 российских
городах, в том числе Москве и Санкт-Петербурге. По словам Михаила
Красноперова, стратегия работы Carrefour в России вполне может
соответствовать стратегии развития компании в Китае, где сеть
ежегодно открывает около десяти магазинов, вкладывая в свое
развитие по 150 млн долл. Сейчас в Китае у Carrefour 95
гипермаркетов в 22 городах. Аналитики сходятся во мнении, что
самостоятельная экспансия Carrefour в Россию не изменит ситуацию на
рынке, поскольку отрасль не консолидирована и острая конкуренция
отсутствует.