Компания заключила мировое соглашение с
поставщиком металлопроката
Любовь Шебалова, Юлия Гараева; Сергей
Антонов, Екатеринбург
«Дочка» КамАЗа — ОАО «КамАЗ-Металлургия» и ее
поставщик металлопроката ОАО «Челябинский металлургический
комбинат» (входит в группу «Мечел») урегулировали конфликт,
длившийся с конца прошлого года. Вчера арбитражный суд Татарстана
утвердил мировое соглашение, согласно которому набережночелнинская
компания обязалась погасить долг перед металлургами в размере 170
млн руб., а истец отказался от взыскания пени. Эксперты считают,
что выплата долга не ухудшит финансовое положение
«КамАЗ-Металлургии» и прекратит невыгодный обеим сторонам спор.
Вчера арбитражный суд Татарстана утвердил
мировое соглашение между «КамАЗ-Металлургией» и Челябинским
металлургическим комбинатом (ЧМК), требовавшим погашения
задолженности за поставки металлопроката в 2008 году.
Как рассказывал „Ъ“, первоначально ЧМК
подал иск к «КамАЗ-Металлургии» в арбитражный суд Челябинской
области о взыскании 89 млн руб. за поставки сортовой
конструкционной стали в период с июля по октябрь. «При этом
поставки продолжались до конца 2008 года, поэтому в настоящий
момент (февраль 2009 года.—„Ъ“) задолженность „КамАЗ-Металлургии“
перед нами уже составляет более 150 млн рублей»,— сообщала тогда
пресс-служба ЧМК. Представители «КамАЗ-Металлургии» в тот момент
ссылались на временные финансовые трудности. «Мы готовы погашать
долг, однако в сложившейся экономической ситуации вынуждены
настаивать на оплате задолженности частями»,— отметили в
юридическом отделе «КамАЗ-Металлургии».
Затем дело по подсудности было передано в
арбитражный суд Татарстана, согласно материалам которого истец
увеличил сумму взыскиваемого до 169,87 млн руб. с учетом поставок
до конца 2008 года и потребовал выплаты 4,43 млн руб. процентов за
пользование чужими денежными средствами. «Дочка» КамАЗа тогда долг
признавала лишь частично, ссылаясь на то, что ЧМК поставил
продукцию в большем объеме, чем предусматривал договор. ЧМК же
настаивал на том, что поставки были оговорены с покупателем. В
итоге «КамАЗ-Металлургия» согласилась с претензиями поставщика.
Как сообщил „Ъ“ директор департамента по связям
со СМИ КамАЗа Олег Афанасьев, «КамАЗ-Металлургия» по мировому
соглашению обязуется выплатить ЧМК до конца текущего года 170 млн
руб.— равными частями по 42 млн руб. в месяц. При этом истец
отказался от взыскания пени. Господин Афанасьев отметил, что
«сотрудничество (между компаниями.—„Ъ“) в данный момент
продолжается». «Как и с другими поставщиками, с которыми возникали
аналогичные проблемы,— добавил он.— Все понимают, в какой ситуации
оказались и мы, и металлурги. Поэтому ищем способы (погашения
задолженности.—„Ъ“), которые устроили бы всех».
В ОАО «Мечел» не стали отвечать на вопросы „Ъ“.
«Мы не комментируем заключение мировых соглашений с нашими
партнерами. Это внутренние взаимоотношения компании, которые мы
предпочитаем не афишировать»,— сообщил вчера „Ъ“ начальник отдела
по связям с общественностью ОAО «Мечел» Илья Житомирский. При этом
он отметил, что доля ЧМК в поставках КамАЗу «не велика».
Это подтверждают и аналитики. «„Мечел“ и ЧМК, в
частности, не были ключевыми поставщиками для КамАЗа, его основной
партнер — ММК, так как листовой прокат в структуре выпуска „Мечела“
занимает незначительную долю»,— говорит аналитик по металлургии ИК
«Брокеркредитсервис» Олег Петропавловский. «Так, в структуре общего
производства ЧМК листовой прокат по итогам 2008 года достиг 69 тыс.
тонн, это всего лишь 2% от общего производства ЧМК. Почти весь этот
объем и шел на КамАЗ. Если смотреть по выручке, то эта доля еще
ниже — 0,66%»,— отметил он.
В то же время, согласно отчетности
набережночелнинской компании, по итогам 2008 года доля ЧМК в
поставках составила 2,8% от ее потребления (сумма поставки — 146,5
млн руб.), а всей группы «Мечел» — 13,8%.
Эксперты сошлись во мнении, что причиной
возникновения долга «КамАЗ-Металлургии» перед ЧМК стали финансовые
трудности компании. Аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак
говорит, что «ситуация на КамАЗе по-прежнему сложная, завод
работает себе в убыток. У компании нет денег, чтобы расплатиться по
всем своим обязательствам». Он не исключает, что конфликт позволил
КамАЗу снизить закупочные цены на металлопрокат: «В прошлом году
цены на сталь упали на рынке на 45-50%. Возможно, затягивая
выплаты, автозавод добивался снижения цены. И в настоящий момент
компромисс достигнут». Однако ведущий эксперт УК «Финам»
Дмитрий Баранов считает «маловероятным, что таким способом КамАЗ
добивался снижения цен на металл». «Логичнее было бы сначала
выплатить задолженность, а уже потом вести переговоры о снижении.
То есть истинной причиной неплатежей действительно были финансовые
трудности предприятия во второй половине 2008 года», — полагает
он.
Сейчас, по мнению господина Баранова, сумма в
170 млн руб. не является критичной для КамАЗа. «Завод получил
госгарантии на сумму 4,6 млрд рублей, ВТБ открыл для него кредитную
линию в размере семи млрд рублей, государство планирует приобрести
машины КамАЗа в рамках программы госзакупок. Кроме того, у него еще
есть экспортный канал сбыта своей продукции»,— сказал аналитик.
Вместе с тем он отмечает, что «конфликт невыгоден обеим сторонам:
для КамАЗа поиски нового поставщика металла могут занять много
времени, а сам металл обойтись дороже, а для „Мечела“ потеря такого
клиента означает сокращние производства и уменьшение доходов».