Россия примет любого
Маргарита Блум
Интерес к нынешним выборам на Украине
подстегивался двумя мифами. Первый: с победой Виктора Ющенко
Украина вступит в ЕС и отвернется от России и отечественного
бизнеса. Второй: промышленник Виктор Янукович, оказавшись у руля,
отберет украинские активы у неугодных российских олигархов. На деле
же сенсаций в экономических отношениях не произойдет: в ЕС Украину
никто не ждет, а газовая зависимость от России поумерит пыл любого
президента "незалежной".
Мастера политических упрощений в последнее время
пытались убедить украинцев, что у страны всего два выбора: либо
Россия и Янукович, либо Европа и Ющенко. В экономическом плане
рисуются две картины: зона свободной торговли с Европой (идеологом
этой модели является Ющенко) и единое экономическое пространство с
Россией (Янукович). Так ли это? Собственно, до вступления в ЕС
Украине пока далеко: кроме заявлений сторон о "существенных шагах к
взаимному сближению", похвастаться, в общем-то, нечем. Между тем,
по словам главы Еврокомиссии Романо Проди, "тот факт, что украинцы
или армяне чувствуют себя европейцами, мне ни о чем не говорит, ибо
жители Новой Зеландии тоже считают себя европейцами". Что же до
создания Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Украины,
Белоруссии и Казахстана, то процесс этот идет не слишком активно. К
тому же оба основных кандидата на кресло президента Украины,
похоже, не проявляют к ЕЭП особых симпатий. Так, Ющенко полагает,
что вступление Украины в ЕЭП закроет стране дорогу в объединенную
Европу. Интерес же Януковича к ЕЭП также вызывает сомнения.
Аналитики считают, что в случае создания единого пространства
больше всех на Украине могут пострадать шахтеры. Себестоимость
украинского угля, по подсчетам Мирового банка, - около $30 за
тонну, в то время как кузбасского - почти $8. Было бы наивно
полагать, что Виктор Янукович - уроженец и бывший глава Донецкой
области - позволит сделать неконкурентоспособным уголь Донецкого
бассейна.
Не будут брать - отключим газ
Краеугольный камень российско-украинских
отношений - транзит газа - вряд ли станет предметом торга между
странами после выборов. Пресс-секретарь председателя правления
"Газпрома" Сергей Куприянов заявил "Профилю", что компания не
заинтересована в победе какого-то определенного кандидата и
осложнений у "Газпрома" в связи со сменой власти на Украине не
произойдет. Действительно, и "Газпром", и "Нафтогаз Украины" имеют
веские причины для совместной работы. Украина - ключевая транзитная
территория для поставок российского газа в Европу. В этом году
"Газпром" через Украину должен поставить сюда около 122 млрд. куб.
м газа (примерно 70% всего российского газового экспорта). Украинцы
неплохо зарабатывают на этом: сейчас транзит газа по территории
Украины обходится в $1,09 за тыс. куб. м на 100 км. Помимо денежной
оплаты "Газпром" частично компенсирует транзит поставками газа для
Украины - в 2005 году в счет частичной оплаты транзита "Газпром"
поставит на Украину 23 млрд. куб. м газа на $1,25 млрд., а это
солидный вклад в украинский бюджет, составляющий около $10 млрд. в
год. Вообще, в последнее время газовые взаимоотношения России и
Украины заметно потеплели. Еще в августе "Газпром" и "Нафтогаз"
подписали соглашение, устанавливающее механизм возврата Украиной
$1,7 млрд. долга за поставки газа, который возник в 1997-2000
годах. Договор выгоден обеим сторонам не только потому, что снимает
больной вопрос в отношениях. По соглашению, "Газпром" добился
фиксированных тарифов на транзит по украинской территории до 2009
года, а "Нафтогаз" - расквитался по долгам малой кровью. В
результате российская газовая монополия в виде зачета за транзит
голубого топлива получит $1,25 млрд., что всего на $450 млн. меньше
суммы украинского долга. "Последние события в российско-украинских
газовых отношениях вселяют уверенность, что независимо от того, кто
победит на президентских выборах на Украине, стороны не
рассорятся", - считает аналитик АВК Михаил Бакулев. Так, на прошлой
неделе в рамках рабочего визита в Киев вместе с Владимиром Путиным
Алексей Миллер и его коллега из "Нафтогаза Украины" Юрий Бойко
подписали сразу два договора. Первый касается постройки участка
магистрального газопровода Богородчаны-Ужгород, а второй -
увеличения транзита газа еще примерно на 4% - до 128 млрд. куб. м в
2005 году.
Металлический отблеск
Присутствие российского бизнеса на Украине
сложно переоценить даже без учета "Газпрома". Особенно сильны
успехи наших соотечественников в нефтянке, банковской и пищевой
сфере. Объемы прямых инвестиций из России в украинскую экономику на
1 января 2004 года составили $377,6 млн. По данным украинской
статистики, Россия - лишь шестой инвестор в экономику соседа. Но
эта цифра обманчива: вторым в списке стран-инвесторов (после США)
значится любимый российскими бизнесменами Кипр, седьмым - тоже
родные для наших олигархов Виргинские и Британские острова. Лучше
всех ситуацию с доминированием отечественных инвесторов
прокомментировал в свое время зять Леонида Кучмы - влиятельный
предприниматель Виктор Пинчук: "Приход российского капитала это,
возможно, и обидно, однако как мы можем жить иначе, если западный
капитал сюда не спешит?" Тем не менее не исключено, что далеко не у
всех российских капиталистов, имеющих активы на Украине или
зависящих от украинской промышленности, после президентских выборов
сохранятся хорошие перспективы для бизнеса в этой стране.
Наибольшие опасения в данной связи высказываются по поводу наших
металлургов и трубников. Черная металлургия и производство труб для
Украины - примерно то же самое, что для нас нефть. По сообщениям
СМИ, на предвыборную кампанию Януковича работали не только его
"родная" донецкая группа "Систем Капитал Менеджмент" (СКМ), но и
днепропетровские родственники Кучмы ("Интерпайп" - Виктор Пинчук).
Обе эти группы контролируют львиную долю черной металлургии страны
и вряд ли уступят ее россиянам. Даже если победит противник
Януковича, надежды наших меткомбинатов завладеть каким-либо активом
тоже не слишком радужны. Правда, Ющенко заявлял, что в случае
прихода к власти пересмотрит результаты приватизации
"Криворожстали" (тогда победил консорциум СКМ и "Интерпайп"),
которая "была украдена за одну ночь, и все, кто приобщился к этому,
будут отвечать по закону". Но и в этом случае чаяния "Северстали",
претендовавшей на контроль над меткомбинатом, весьма призрачны.
По мнению аналитика ИК
"Метрополь" Дениса Нуштаева, не исключено, что в результате
демократичной процедуры приватизации "Криворожстали" она достанется
зарубежным компаниям - Mittal Steel (бывшая LNM) и Arcelor. Предполагается, что Arcelor
в случае победы Ющенко может пойти на повторный конкурс по
"Криворожстали" уже не в альянсе с "Северсталью" как прежде, а
самостоятельно. Похоже, российским олигархам не удастся получить
контроль и над титановой отраслью Украины. Виктор Вексельберг
(СУАЛ) вместе с российским торговым магнатом Владимиром Воронченко
("Люкс-Холдинг") пытался заполучить крымский ГАК "Титан", но в
результате это предприятие создало СП с неизвестной компанией,
зарегистрированной в Германии. По слухам, титановую отрасль Виктор
Янукович и его бизнес-союзники договорились оставить Леониду Кучме
в качестве "пенсионного бонуса". Куда лучше выглядят перспективы
"РусАла", владеющего Николаевским глиноземным заводом. По сути,
кроме как Олегу Дерипаске, этот завод никому не нужен: украинская
алюминиевая промышленность не развита, а конкурент "РусАла" - СУАЛ
- не испытывает нужды в дополнительных объемах глинозема. Зато
очевидно, что в случае победы Януковича проблемы могут возникнуть у
российских трубников. Два ключевых игрока на Украине - Харцызский
трубный завод (входит в СКМ) и заводы группы "Интерпайп" - на
протяжении нескольких лет весьма успешно торгуются с Россией по
вопросу квот на поставки труб. Симпатия Януковича к ним очевидна,
так что в случае его победы отечественным ТМК и ОМК, возможно,
придется потуже затянуть пояса.
Без проколов
Что же касается машиностроителей, то
политические риски для российских игроков, работающих на Украине,
ничтожно малы. Здесь собирают ВАЗы, ГАЗы, УАЗы и КамАЗы, а также
комбайны "Енисей" (СП "Лозовский завод комбайнов"). Как говорят
эксперты, при любом президенте сборочным проектам никто не станет
мешать. "Украинские власти заинтересованы в партнерстве с
российскими автоконцернами. Они загружают мощности украинских
заводов, что дает толчок к развитию автомобильной отрасли Украины,
которая поддерживает высокие пошлины на импорт новых автомобилей и
предоставляет льготы для организации сборки машин на своей
территории. Это эффективная политика, и я не думаю, что она
претерпит изменения после выборов", - отмечает президент НП
"Объединение автопроизводителей России" Евгений Левичев.
Единственный российский производитель автомобилей на Украине,
который имеет пакет акций в автомобильных активах, - входящий в
"Руспромавто" ГАЗ - тоже застрахован от возможного передела
собственности. ГАЗ контролирует 25% акций Кременчугского
автосборочного завода. Этот пакет украинские власти отбирать явно
не станут. Кременчугский завод - ключевое сборочное предприятие на
Украине, выпускающее внедорожники УАЗ, включая новую модель Hunter,
"Волги", "соболи", "газели" и ВАЗы. Впрочем, активами владеют не
только машиностроители, но и близкие к ним структуры. Например,
"АвтоВАЗ-Инвесту" принадлежит 68% акций Запорожского алюминиевого
комбината (ЗАЛК) - единственного на Украине производителя алюминия,
который поставляет металл на АвтоВАЗ. Акции ЗАЛКа достались
"АвтоВАЗ-Инвесту" в 2001 году по результатам продажи госпакета
комбината на открытом тендере. Этим был крайне недоволен тогдашний
премьер-министр "самостийной" Виктор Ющенко, который настаивал на
передаче акций ЗАЛКа автозаводу "КрАЗ" (крупнейший украинский
производитель грузовиков). Но "АвтоВАЗ-Инвест" отстоял свое право
на ЗАЛК в Высшем арбитражном суде Украины. Теперь есть риск, что в
случае прихода к власти Ющенко захочет пересмотреть приватизацию
ЗАЛКа. Вероятно, в "АвтоВАЗ-Инвесте" это понимают. Не так давно
компания решила избавиться от акций комбината, вознамерившись
продать их СУАЛу. По словам представителя СУАЛа Алексея Прохорова,
"компания достигла с "АвтоВАЗ-Инвестом" предварительных
договоренностей об участии в бизнесе ЗАЛКа, и этот комбинат
интересен нам как профильный актив. Мы не считаем, что наше участие
в бизнесе ЗАЛКа может быть подвержено каким-либо политическим
рискам". Впрочем, политические риски - вечная тема. Но если верить
классику марксизма-ленинизма, "политика есть концентрированное
выражение экономики". И самостийная Украина, экономически зависимая
от России, просто не сумеет отдалиться от своего главного партнера
- что называется, к гадалке не ходи.