МОСКВА, 26 июл - Прайм, Надежда Фролова. РЖД
получат 260 миллиардов рублей на модернизацию железнодорожных
магистралей Транссиб и БАМ в виде 110 миллиардов рублей прямых
бюджетных инвестиций и 150 миллиардов рублей из средств Фонда
национального благосостояния, который выкупит выпущенные
привилегированные акции монополии. Эти проекты стоимостью в 562
миллиарда рублей станут крупнейшими в истории современных железных
дорог России.
В пятницу после совещания у президента РФ
Владимира Путина, как и предполагало агентство "Прайм", были
официально озвучены объемы и механизмы получения РЖД госсредств на
модернизацию БАМа и Транссиба, пропускные способности которых
исчерпаны и требуют расширения. Однако, открывая заседание, глава
государства поручил правительству на конкурсе выбрать независимого
финансового консультанта для оценки окупаемости проектов и
подготовить подробный план-график их реализации.
Президент РЖД Владимир Якунин в последнее время
подвергался многочисленным провокациям и нападкам, включая
разосланный от имени пресс-службы правительства фальшивый
пресс-релиз о его отставке, публикацию информации о принадлежащей
ему роскошной даче в Подмосковье и пост оппозиционера Алексея
Навального о несоответствии расходов главы госмонополии доходам.
Сам Якунин связывал это с грядущим принятием решений о выделении
средств на масштабные инфраструктурные проекты.
НЕЗАВИСИМЫЕ ПОДСЧЕТЫ
Состояние железнодорожной инфраструктуры
Восточной Сибири и Дальнего Востока сейчас не отвечает потребностям
роста рынка перевозок. По данным РЖД, это связано с тем, что в
последнее десятилетие направление грузопотоков в РФ сместилось на
восток из-за повышенного спроса на отечественное сырье в странах
Азиатско-Тихоокеанского региона и прежде всего в Китае.
Инвестирование 562 миллиардов рублей позволит к 2020 году увеличить
объем вывоза грузов на 40%, или на 55 миллионов тонн, по сравнению
с показателем 2012 года.
Вдоль БАМа и Транссиба находятся десятки
перспективных угольных и железорудных месторождений. Объем
перевозок с них в 2012 году составил около 58 миллионов тонн. К
2020 году он, как ожидается, вырастет до 113 миллионов тонн.
Перевозки грузов на подходах к Приморскому краю через семь лет
могут достичь 95 миллионов тонн.
Сейчас по Транссибу перевозится в год около 110
миллионов тонн. В основном это внешнеторговые грузы. Однако с
началом активного вывоза с указанных месторождений и из портов, а
также с ростом транзитного потока БАМ и Транссиб в их нынешнем
состоянии просто не справятся.
РЖД для более весомого обоснования инвестиций в
проекты по развитию БАМа и Транссиба ранее подготовили
актуализированную генсхему развития ж/д сети до 2020 года. Однако
Путин в пятницу заявил, что необходимо детально структурировать
схему модернизации БАМа и Транссиба, просчитать окупаемость проекта
и возвратность инвестиций. К этой работе он предложил привлечь
независимого финансового консультанта, который на конкурсной основе
должен быть выбран правительством России.
Министр транспорта Максим Соколов позднее заявил
журналистам, что проекты модернизации БАМа и Транссиба будут
сделаны к 2014 году. Их подготовка оценивается в 25 миллиардов
рублей.
Надо досконально проработать обсуждаемые проекты
и оценить возможные последствия для экономики в деньгах, при тех
или иных сценариях развития ситуации, согласен вице-президент
"Покровки Финанс" Алексей Вязовский. "Мы разделяем точку зрения,
что такой оценкой должна заниматься независимая структура,
финансово не заинтересованная в том или ином варианте решения", -
отметил он.
ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ РЖД
Дискуссия о выделения государственных средств на
реконструкцию БАМа и Транссиба велась несколько лет. Объем
необходимых инвестиций в развитие инфраструктуры Дальневосточного
региона по консервативному варианту оценивался в 562 миллиарда
рублей, из которых РЖД до 2018 года вложит 302 миллиарда рублей. От
государства монополия планировала получить около 260 миллиардов
рублей.
Путин летом на ПМЭФ заявил о выделении на
финансирование инфраструктурных проектов, в том числе Транссиба,
450 миллиардов рублей из ФНБ на возвратной основе. Министр
транспорта по итогам совещания у Путина в пятницу сообщил, что
одобрены средства на модернизацию БАМа и Транссиба в объеме 562
миллиарда рублей до 2018 года, включая 150 миллиардов рублей
возвратных средств ФНБ и 110 миллиардов рублей в виде прямых
бюджетных инвестиций. Таким образом, РЖД получат на проекты
ожидаемые средства.
До сегодняшнего дня оставался неизвестным
механизм получения государственных денег. РЖД в разное время
предлагали несколько вариантов. Последний был такой: ФНБ покупает
акции РЖД и возвращает себе деньги после приватизации компании.
Дивиденды будут обслуживать средства наравне с мультипликативным
эффектом. Такой вариант, пояснял "Прайму" источник в РЖД, связан с
сверхдлинным сроком окупаемости проектов.
Соколов уточнил в пятницу, что РЖД, как
предполагается, выпустят привилегированные акции на 150 миллиардов
рублей, а ФНБ будет тратить на них по 50 миллиардов рублей ежегодно
в 2014-2016 годах. Однако для этого надо еще изменить
законодательство и устав РЖД. Уставный капитал РЖД сейчас состоит
только из обыкновенных акций. По словам министра, на первоначальном
этапе "префы" могут обеспечить доходность 2-3%, но в целом она
должна оказаться не ниже инфляции.
Аналитик Андрей Рожков из ИФК
"Метрополь" полагает, что, инвестируя в привилегированные акции
средства ФНБ, государство гарантирует некоторую доходность по этим
инвестициям. "Скорее всего, в уставе будет зафиксировано правило
выплаты дивидендов в определенном размере от чистой прибыли
(вероятно, в интервале 5-10%). В то же время могу предположить, что
впоследствии эти акции могут быть предложены инвесторам в рамках
IPO. Причем размещение акций на IPO должно будет пройти по цене
выше цены покупки акций ФНБ", - добавил он.
http://1prime.ru/transport/20130726/765156737.html