Сэкономят на запчастях
Анна Николаева, Илья Хренников
На радость автогигантам Минэкономразвития
собирается отменить импортные пошлины на технологическое
оборудование для автопрома и снизить на 10% тарифы на ввоз
запчастей. Эксперты опасаются, что в этом случае иностранные
инвесторы перестанут расширять производство в России.
В пятницу рабочая группа межведомственной
комиссии по защитным мерам во внешней торговле решила, что до конца
года нужно отменить 5%-ные импортные пошлины на технологическое
оборудование для автопрома и снизить до 5% предельный уровень
тарифа на ввоз автокомпонентов для промышленной сборки (сейчас —
5-15%), говорит источник в Минэкономразвития. Чиновник
Минпромэнерго добавляет, что на комплектующие, которые не
выпускаются в России, пошлины будут обнулены, а на “большую часть”
автокомпонентов — в том числе шасси и кузова — останутся “довольно
высокими”, поскольку эта продукция “может производиться” в стране.
По словам источника, постановление о снижении таможенных тарифов
может быть подписано в начале 2005 г.
Автопроизводители давно просили чиновников о
меньших тарифах на импорт автозапчастей и оборудования. “Для нас
очень важно, чтобы пошлины на ввоз комплектующих были ниже, чем на
ввоз готовых автомобилей”, — поясняет представитель Renault Ванесса
Леви. Ее компания с 2005 г. начнет выпускать Renault Logan на
мощностях СП “Автофрамос”. Тарифы на импорт автомобилей через семь
лет после вступления России в ВТО снизятся с нынешних 25% до 15%.
“Логично снижать и пошлины на комплектующие”, — считает Леви. По
мнению гендиректора “Северсталь-Авто” Вадима Швецова, снижение
тарифов “станет хорошим стимулом” для иностранных инвесторов,
которые собираются выпускать машины в России. А вот эксперты
убеждены в обратном. “Если
пошлины на автокомпоненты будут снижены, то иностранцы просто
потеряют стимул переносить производство в Россию”, — поясняет Денис
Нуштаев из “Метрополя”. По президентскому указу 1999 г.
инвесторы могут беспошлинно ввозить запчасти и вывозить готовые
автомобили, если в течение пяти лет доведут долю комплектующих
российской сборки в своих машинах до 50%. После снижения таможенных
барьеров отечественным производителям запчастей придется
“задуматься о кооперации” с зарубежными конкурентами, уверен
вице-президент “Атона” Александр Агибалов. Впрочем, говорит один из
директоров компании “Российские автомобильные компоненты” Олег
Аракелян, “возможность сотрудничества с иностранными инвесторами
только радует”: снижение пошлин станет хорошим стимулом, чтобы
повышать качество. А вот на цене производимых машин более низкие
тарифы не скажутся. По словам представителя одного из российских
автоконцернов, создавших СП с иностранцами, “прямой зависимости
между снижением пошлины и конечной ценой автомобиля нет”.