Ксения Шамакина, Кристина Бусько
Покупка "Калины" обеспечит лидерство в основных
косметических категориях.
Англо-голландский концерн Unilever объявил о
покупке 82% крупнейшего российского производителя косметики
"Калина" за €390 млн. Сделка поможет Unilever догнать и даже
опередить в некоторых косметических категориях своих главных
конкурентов — Procter&Gamble и L`Oreal. За лидерство Unilever
платит 45-процентную премию к рыночным котировкам "Калины".
В совместном сообщении компаний говорится, что
"на первом этапе" Unilever покупает 82% ОАО "Концерн "Калина"" за
€390 млн (16,7 млрд руб.), то есть всю компанию оценили в €500 млн
(21,5 млрд руб.) за вычетом долга (только кредиты на сумму около
€93 млн). Оценка неокончательная и "будет корректироваться в
зависимости от ряда условий завершения сделки".
Сделка должна получить одобрение от регулирующих
органов России, Украины и Казахстана. Представитель "Калины" Мария
Шаклеина уточнила, что документы на согласование будут поданы на
этой неделе. Также Unilever сделает оферту миноритариям, владеющим
остальными 18% "Калины". Сделку планируется закрыть в течение двух
месяцев.
В "Калине" в пятницу не уточнили, кто является
продавцом 82% акций. До 2007 года компанию напрямую контролировал
глава совета директоров Тимур Горяев, но теперь он владеет только
0,05% акций. Совладельцем "Калины" также считается ее гендиректор
Александр Петров. Крупнейший акционер "Калины" сейчас — кипрская
Prego Holdings Ltd с долей 30,6%.
Связаться с господами Горяевым и Петровым в
пятницу "Ъ" не удалось.
Консультантом со стороны "Калины" выступал
инвестбанк UBS, со стороны Unilever — Goldman Sachs.
Выручка "Калины" за первое полугодие 2011 года —
5,5 млрд руб. (+8,9% к тому же периоду прошлого года), чистая
прибыль — 365 млн руб. (+20%). Штаб-квартира и завод находятся в
Екатеринбурге. Основные бренды — "Черный жемчуг", "Чистая линия",
"Бархатные ручки", "32", "Лесной бальзам". Часть акций головного
ОАО "Концерн "Калина"" находятся в свободном обращении в РТС и на
ММВБ.
По версии журнала Forbes, Unilever в 2010 году
был вторым по величине в мире производителем потребительских
товаров после Procter&Gamble. Выручка в прошлом году превысила
€44 млрд. Владеет косметическими брендами Dove, Pond`s, St. Ives и
др. Unilever принадлежат в России восемь предприятий пищевой
промышленности. В 2008 году купил российского производителя
мороженого "Инмарко", в 2009-м — производителя кетчупов
"Балтимор".
Владельцы "Калины" получили заметную премию за
свой актив — примерно 45% к котировкам компании в четверг, до
объявления о продаже. В пятницу, после объявления, акции
производителя в РТС и на ММВБ выросли на 40%, капитализация
составила 19,8 млрд руб. (€463 млн). "Сделке
соответствует мультипликатор EV/EBITDA 2011 года в 11,7х: он не
слишком высокий по сравнению со средними показателями аналогов на
развитых рынках (9,5х) и даже меньше, чем на развивающихся рынках
(17х)",— отмечает аналитик "Метрополя" Татьяна
Бобровская.
По оценкам Euromonitor, "Калина" является самым
крупным отечественным производителем косметики с долей 3,1% на
парфюмерно-косметическом рынке в 2010 году. При этом производитель
уступает иностранным игрокам: у Procter&Gamble в России 12%
рынка, у L'Oreal Groupe — 8,1%, у Avon —7,4%, у Oriflame — 6,8%, у
Henkel — 4,6%, у Colgate-Palmolive —3,6%. Сам Unilever занимает
десятое место по продажам косметических средств в России. Его доля,
по оценкам Euromonitor, составляла 2,2% в 2010-м. Покупка "Калины"
поднимет производителя минимум до шестого места. Весь рынок
оценивается Euromonitor в 379,6 млрд руб. (примерно €9 млрд).
Но в отдельных сегментах рынка Unilever станет
лидером. По оценкам Nielsen, в категории средств по уходу за руками
и телом Unilever с брендом Dove сейчас занимает около 3% в
стоимостном выражении. Марки "Чистая линия" и "Черный жемчуг"
обеспечат Unilever первое место и долю в 32%. Второй по величине
игрок в этой категории — немецкая Beiersdorf имеет только 10%. В
категории средств по уходу за волосами Unilever с долей 12% в
стоимостном выражении займет второе место после Procter&Gamble,
у которого 18%. В сегменте средств по уходу за лицом Unilever
получит 33% рынка (раньше доля была близка к нулю) и уступит только
L'Oreal. У Procter&Gamble в этой категории не более 5%. Также
Unilever выходит в новый сегмент по уходу за полостью рта.
Все марки "Калины", скорее всего, будут
сохранены в портфеле Unilever, уточнил "Ъ" представитель
компании.
http://www.kommersant.ru/doc-y/1796812