Хочет строить Болгария трубопровод Бургас —
Александруполис
Юлия Назарова
Болгария может выйти из проекта Бургас —
Александруполис. Глава болгарского Минфина Симеон Данков сообщил,
что страна не располагает необходимыми финансовыми ресурсами для
завершения проекта. По мнению представителя консорциума «Бургас —
Александруполис», заместителя главы «Транснефти» Владимира Немцева,
в случае необходимости и при согласии Софии проект могли бы
профинансировать российские компании. Эксперты считают, что
Болгария примерно этого и добивается, рассчитывая не вкладываться в
строительство нефтепровода, но получать свою долю за прокачку
нефти.
Нефтепровод Бургас — Александруполис, запуск
которого намечен на конец 2011 года, должен обойти проливы Босфор и
Дарданеллы и создать новый маршрут транспортировки российской и
каспийской нефти из портов Черного моря до порта Бургас танкерами,
а затем по нефтепроводу — в порт Александруполис (Греция).
Предварительная стоимость проекта составляет около 1 млрд долл.
Болгарии и Греции будет принадлежать по 24,15% акций консорциума по
управлению трубопроводом, России — 51,7% бумаг, которые в равных
долях поделены между оператором проекта «Транснефтью», «Газпром
нефтью» и «Роснефтью».
По словам Симеона Данкова, болгарское
правительство может пересмотреть участие в строительстве
нефтепровода Бургас — Александруполис. «Во время кризиса делаются
вещи, которые в другой ситуации мы бы не сделали», — цитирует г-на
Данкова Financial Times. По его словам, у страны нет финансовых
ресурсов на завершение проекта. Тень над нефтепроводом повисла в
середине июня. Тогда Болгария подписала соглашение по европейскому
газопроводу Nabucco, и в Софии засомневались в необходимости
участия в совместных с Россией энергетических проектах.
На прошлой неделе эксперты партии ГЕРБ,
победившей на парламентских выборах в Болгарии, заявляли, что
строительство нефтепровода Бургас — Александруполис экономически
необоснованно. Тогда еще будущий премьер Болгарии Бойко Борисов
обратился с письмом к министру экономики и энергетики с требованием
остановить все переговоры о заключении нового договора по поставкам
природного газа из России в Болгарию и строительству болгарского
участка газопровода «Южный поток».
В заявлениях болгарских чиновников больше
политики, чем экономики, сказал РБК daily представитель
трубопроводного консорциума «Бургас — Александруполис», заместитель
главы «Транснефти» Владимир Немцев. Болгары забывают о том, что
благодаря проекту страна может получать не только отчисления в
бюджет в виде налогов, но и новые рабочие места и подъем экономики,
отмечает он. По словам г-на Немцева, согласно межправсоглашению,
подписанному по проекту в 2007 году, каждая страна вкладывается в
проект соответственно своим долям, но 80—90% средств на
строительство будет взято в кредит.
Сейчас готовится проектная документация, которая
определит точную структуру финансирования, и до ее появления
преждевременно говорить о нехватке денег, уверен топ-менеджер. Тем
более что Болгарию в проекте, так же как и Россию, представляет
государственная, но коммерческая компания, так что о бюджетных
деньгах в любом случае речь не идет, подчеркивает г-н Немцев. Но
даже если эта компания не найдет и небольшой суммы на
строительство, то при согласии Софии проект могли бы
профинансировать российские компании, отмечает он.
Между тем для Греции, третьего участника проекта
Бургас — Александруполис, он пока является приоритетным. В
Министерстве развития страны заявили, что в ближайшие дни в
парламент даже будет внесен законопроект, способствующий ускорению
строительства трубопровода, сообщает Русская служба новостей.
Скорее всего благодаря угрозам Болгария
просто хочет выгодных условий, считает аналитик ИФК «Метрополь»
Алексей Кокин. В идеале София предпочла бы ничего не платить за
строительство, а затем получать свою долю тарифа плюс ренту за
выделенный транспортный коридор. Если она откажется от проекта
Бургас — Александруполис, Россия останется без довольно короткого
южного экспортного коридора в обход Босфора и Дарданелл. В
будущем за счет нефтепровода ожидаются значительные налоговые
поступления в бюджет Болгарии, поэтому запретить строительство не в
интересах страны, отмечает аналитик «Арбат Капитала» Виталий
Громадин. Не имея средств, София могла бы продать свою долю в
проекте, тем более она уже рассматривала вариант продажи после
пуска нефтепровода в эксплуатацию, но можно сделать это и раньше. К
этой доле могут проявить интерес ТНК-ВР, Chevron и
«Казмунайгаз».