ОАО "Вимм-Билль-Данн. Продукты питания" (ВБД)
открыло в Курской области завод по выпуску детского питания
мощностью 16 тыс. банок в час. Объем вложений в приобретение актива
и его модернизацию составил более 200 млн евро. До 2010 года ВБД
планирует увеличить выручку в сегменте детского питания в четыре
раза – до $400 млн. По мнению аналитиков, компания не опередит
лидера сегмента фруктового детского питания – холдинг
"Лебедянский", но сумеет закрепиться на быстрорастущем рынке до его
насыщения. Как объяснил пресс-секретарь ВБД Антон Сарайкин,
компания фактически построила новый завод на базе ООО
"Экспериментальный комбинат детского питания" (Фатежский район,
Курская область), заменив до 90% оборудования. Объем вложений,
включая приобретение актива и его модернизацию, составил более 200
млн евро. Проектная мощность предприятия – 16 тыс. банок фруктового
пюре и сока в час. Таким образом, ВБД рассчитывает "усилить позиции
в растущем сегменте фруктового детского питания" и к 2010 году
увеличить выручку в нем в четыре раза – с $117 млн до 400 млн. К
настоящему времени продукция холдинга уже представлена в сегменте
детских консервов (фруктовые и овощные пюре), но ВБД намерен
расширять линейку за счет быстрорастворимых каш (сейчас небольшие
партии выпускаются на заводах группы "Нутритек") и заменителей
грудного молока. Отечественный рынок детского питания аналитики
признают одним из самых быстрорастущих (до 30% в год). Причем
эксперты прогнозируют сохранение не менее чем 20-процентных темпов
роста за счет увеличения потребления детского фабричного питания в
регионах России и постепенной стабилизации демографической
обстановки в стране. Ведущие производители пытаются максимально
увеличить объемы выпускаемой продукции. Но если ВБД пошел по пути
приобретения готового актива, то соковый холдинг "Лебедянский" на
основной площадке в Липецкой области сейчас строит цех по выпуску
детского питания. Директор по связям с общественностью
"Лебедянского" Александр Костиков вчера не исключил, что в
перспективе холдинг построит новый завод, ориентированный на выпуск
детской продукции, а также признал целесообразными действия
конкурентов. По его мнению, кроме быстрого роста рынка, аргументом
в пользу развития фруктового направления для компании, производящей
детское питание, является необходимость развития всех сегментов.
Аналитик инвесткомпании "Брокеркредитсервис" Татьяна Бобровская
сообщила, что лояльность потребителя к торговой марке тем выше, чем
шире товарная линейка. По ее мнению, наиболее "гармоничным"
производителем детского питания можно считать Nutricia (брэнды
Nutrilon, "Малютка", "Малыш"), который предлагает разнообразную
продукцию (как фруктовую, так и молочную) для возрастной категории
до трех лет. Впрочем, ВБД, по словам госпожи Бобровской, отстает от
своих конкурентов во фруктовой составляющей, а также в выпуске
детской молочной продукции для новорожденных. "Компания действует
из стратегических соображений: через два-три года выходить на рынок
детского питания будет поздно и дорого", – уверена эксперт. По
мнению Ольги Самарец из инвесткомпании "Проспект", закрепиться в
фруктовом сегменте для ВБД сейчас проще, чем, например, на рынке
продуктов для новорожденных, где конкуренция слишком высока. "Рынок
продуктов прикорма не настолько насыщен, а лояльность потребителя к
одной торговой марке там проявляется не так ярко – покупатель может
менять предпочтения каждый день", – пояснила госпожа Самарец. Она
добавила, что, если ВБД реализует свои намерения по фруктовой
составляющей, где его позиции "не радужны", прирост в сегменте
детского питания будет "значительным". По мнению Михаила
Красноперова из "Метрополя", ВБД в любом случае не составит
конкуренцию "Лебедянскому", который ежегодно показывает рост в 30%
в денежном выражении и продолжает увеличивать мощности. По оценке
господина Красноперова, доля "Лебедянского" в сегменте фруктового
детского питания составляет около 28% в натуральном выражении,
тогда как ВБД – 8%. А ближайший конкурент, с которым компания может
побороться за второе место, – Азовский комбинат детского
питания.