Генеральная прокуратура отказалась принимать
меры по запросу депутата Госдумы Александра Хинштейна, требовавшего
разобраться в обстоятельствах перехода автомобилестроительных
активов концерна "Ижмаш" под контроль группы "СОК". Силовики не
нашли в схеме ничего предосудительного. Заместитель председателя
комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям
Госдумы РФ Александр Хинштейн пытается через Генеральную
прокуратуру оспорить ряд сделок, совершенных "Ижмашем" и группой
"СОК", в результате которых государство фактически полностью
утратило контроль над рядом активов "Ижмаша", и в первую очередь
над ОАО "Иж-Авто". Пока попытки депутата привлечь к делу силовые
ведомства успехом не увенчались, однако он намерен продолжить
борьбу за возвращение "Ижмаша" в собственность государства. Как
сообщил "СО" Александр Хинштейн, "я детально изучал все сделки,
связанные с "Ижмашем", на протяжении долгого времени, и после того
как получил полное представление, обратился в Генеральную
прокуратуру, так как считаю, что вьшедение активов из-под контроля
государства происходило незаконно". Первое обращение в прокуратуру
депутат направил 9 августа. По результатам его запроса прокуратура
Удмуртии провела проверки осуществленных сделок, однако, как
сообщили "СО" в краевой прокуратуре, "оснований для принятия мер и
прокурорского реагирования по запросу депутата Хинштейна нет".
Такой же позиции придерживаются в Генеральной прокуратуре. 13
октября первый замгенпрокурора Александр Буксман сообщил Хинштейну,
что "оснований для принятия мер прокурорского реагирования" по его
обращениям нет. "Принятие решений, связанных с реорганизацией,
происходило при участии представителей Российской Федерации,
назначенных в установленном порядке в органы управления ОАО
"Ижмаш". Представители Госкомитета по оборонной промышленности,
Российского агентства по обычным вооружениям, Минимущества России
подтвердили согласие на учреждение дочерних предприятий, передачу
имущества на их балансы и отчуждение их акций. Заявлений от
сотрудников завода о нарушениях трудового законодательства,
допущенных в период массовых высвобождений работников, в органы
прокуратуры республики не поступало. В настоящее время, учитывая
возросшие объемы производства в обществе и на дочерних
предприятиях, ведется прием работников, включая ранее уволенных", -
отмечается в ответе Буксмана. ОАО "Ижмаш" было создано в результате
приватизации государственного предприятия. Собственником 100% акций
общесгва на момент его создания являлась Российская Федерация. В
середине 90-х годов предприятие реорганизовалось путем создания
дочерних и совместных предприятий. Так были созданы "Ижевский
оружейный завод", "Ижмаш-авто", "Ижмаш-мото", ОАО "Коммерческий
центр "Ижмаш" и другие. При этом оплату своей доли в уставном
капитале дочерних обществ "Ижмаш" производил путем передачи им
собственного недвижимого имущества либо наиболее ликвидных ценных
бумаг. По словам Хинштейна, "для вывода наиболее ценных активов и
имущества, принаддежащих государству, руководство "Ижмаша"
использовало одну и ту же схему с незначительными вариациями:
создание дочернего общества, внесение части имущества и активов в
его уставный капитал, дальнейшая продажа контрольного пакета акций
дочернего общества третьим лицам. Использовалась и более
многоступенчатая схема: дочерняя компания создавала еще несколько
хозяйственных обществ, уставный капитал которых наполнялся
имуществом "Ижмаша", и контрольные пакеты акций или долей далее
переходили в собственность заинтересованных лиц", - сообщил "СО"
Хинштейн. Однако эти тезисы прокуратурой подтверждены не были. На
"Иж-Авто" отказались комментировать ситуацию, сославшись на то, что
"вопросы региональной политики предприятия, затрагивающие интересы
группы "СОК", очень сложно комментировать из Ижевска". В СОКе "СО"
сообщили, что знакомы с действиями Хинштейна в отношении "Иж-Авто",
но не видят смысла их комментировать. Сам депутат намерен
продолжить борьбу за возврат предприятия в собственность
государства. Однако его активность может оказаться безрезультатной.
"Хинштейн известен тем, что инициировал проверки тех или иных
компаний или лиц, однако его действия получали развитие и поддержку
правоохранительных органов практически сразу. То обстоятельство,
что в данном случае прокуратура отказалась принимать меры по его
обращениям, говорит о том, что "атака" на "Иж-Авто" -частное
мероприятие депутата, не вписывающееся в текущую конъюнктуру", -
отмечает знакомый с ситуацией источник
Рынок не отреагировал
Действия депутата Госдумы в отношении "Иж-Авто"
не повлекли за собой серьезных noследствий для компании. На
протяжении 2004 года ОАО "Иж-Авто" осуществило ряд серьезных
заимствований. Так, 17 марта 2004 года на ММВБ состоялось
размещение первого облигационного займа "Иж-Авто" объемом 1,2 млрд
руб. В качестве андеррайтера и платежного агента выступало ОАО
"Альфа-Банк". Позже Сбербанк РФ в лице своего удмуртского отделения
предоставил предприятию кредит в пределах 6 млрд рублей. Как
заявил "СО" аналитик ИФК "Метрополь" Александр Жуков, "негативная
информация в отношении любого игрока на рынке ценных бумаг влияет
на него не лучшим образом. Безусловно, любая проверка прокуратуры,
а особенно таких крупных компаний, как "Иж-Авто", может отразиться
на стоимости акций, причем в сторону понижения. Но насколько я
знаю, "Иж-Авто" не торгует своими акциями на рынке, поэтому
негативная информация о нем никак не отразится на его ценных
бумагах".