Альфа-банк зашел в OBI
Ксения Ъ-Дементьева
В условиях падения спроса на крупные длинные
кредиты со стороны граждан универсальные банки все активнее
занимаются экспресс-кредитованием. Альфа-банк начинает выдавать
кредиты в двух крупных торговых сетях -- OBI и Castorama. Усиление
позиций Альфа-банка на рынке экспресс-кредитования приведет к
перераспределению долей на нем в пользу универсальных банков,
отмечают эксперты.
О том, что Альфа-банк расширяет число торговых
сетей-партнеров, рассказал "Ъ" старший вице-президент Альфа-банка
Андрей Сокольский. "Весной этого года мы выиграли тендеры на
предоставление кредитных услуг в магазинах торговых сетей OBI и
Castorama,-- пояснил господин Сокольский.-- Некоторое время ушло на
согласование технических вопросов, и в августе этого года наши
представители появились во всех магазинах этих сетей". Помимо
Альфа-банка, по словам господина Сокольского, в тендерах принимали
участие еще около пяти банков -- лидеров рынка
экспресс-кредитования. По информации "Ъ", это ХКФ банк, ОТП банк,
Русфинанс банк, банк "Русский стандарт" и "Сетелем" (розничный
бренд "БНП Париба").
Условия тендера опрошенные "Ъ" участники и
организаторы раскрыть отказались, сославшись на конфиденциальность
информации. Однако, по словам совладельца российской сети OBI Игоря
Сосина, основным критерием отбора было не увеличение объема продаж,
а наиболее низкая стоимость кредитов для клиентов и уровень
сервиса. "Доля кредитных продаж в нашем магазине несущественна --
всего 5-10%,-- поясняет господин Сосин,-- присутствие в наших
магазинах представителя банка, через которого можно приобрести
товар в кредит,-- это дополнительный сервис для покупателей, а не
способ поднять продажи". "Несмотря на то что соглашения с торговыми
сетями не эксклюзивные, и OBI, и Castorama настроены на
сотрудничество с одним банком",-- говорит господин Сокольский.
"Учитывая незначительный объем кредитных продаж, нет смысла
сотрудничества с несколькими банками",-- подтверждает Игорь
Сосин.
Альфа-банк и раньше кредитовал покупателей
торговых сетей, однако в основном это были магазины бытовой техники
и электроники. "Мы сотрудничаем с такими сетями, как "Эльдорадо",
"М.Видео", "Техносила", "Медиа Маркт", "Мир", "Связной",
"Евросеть", а также крупными региональными сетями,-- пояснил
господин Сокольский,-- однако в этих магазинах присутствуют и
другие банки, так что конкуренция там выше".
При этом основу розничного бизнеса банка составляли более
длинные обеспеченные кредиты (автокредиты и ипотека). По данным на
1 августа, на экспресс-кредиты (сроком до года) приходится около 7%
(5,1 млрд руб.) всего розничного портфеля банка (71,6 млрд руб.),
остальную часть портфеля составляют кредиты сроком более года.
Однако в кризис именно экспресс-кредиты стали приоритетным
направлением розничного банковского бизнеса. "В связи со снижением
доходов населения спрос на длинные кредиты на крупные суммы упал
почти до нуля,-- отмечает начальник управления потребительского и
автокредитования ОТП банка Денис Сергеев,-- при этом
экспресс-кредиты, как и прежде, пользуются спросом".
"Если раньше банки активно развивали менее рисковые
виды кредитования, то сейчас имеет смысл сделать ставку на
экспресс-кредиты",-- считает аналитик ИФК "Метрополь" Марк
Рубинштейн.
Универсальные банки быстро отвоевывают рынок у
традиционных лидеров экспресс-кредитования. Если до кризиса тройку
лидеров составляли банки, специализирующиеся на кредитовании
покупателей торговых сетей,-- "Русский стандарт" ХКФ банк и
"Ренессанс Кредит",-- то в первом полугодии расстановка сил
существенно изменилась в пользу универсальных банков, в тройку
вошли ХКФ банк, ОТП банк, Русфинанс банк. "Русский стандарт"
сократил свою долю более чем в два раза, а "Ренессанс Кредит" -- в
семь раз.
По результатам первого полугодия Альфа-банк
входил в пятерку лидеров рынка экспресс-кредитования (около 8%
рынка). "Учитывая, что ряд банков-конкурентов свернули свои
программы в торговых сетях либо существенно сократили выдачу,
эксклюзивное присутствие в таких крупных сетях, как OBI и
Castorama, сможет существенно увеличить нашу долю на этом рынке",--
надеются в Альфа-банке. С этой оценкой согласны и в "Ренессанс
Кредите", который ранее сотрудничал с Castorama. Широкая сеть
магазинов и целевая аудитория, схожая с аудиторией розничных
банков, делают сотрудничество с этими сетями для банков особенно
привлекательным, считает член совета директоров ХКФ банка Юрий
Андресов, добавляя, что ХКФ банк также ищет новых партнеров.