Как и предполагал "Ъ", 100% долей контейнерного
терминала НУТЭП, расположенного в Новороссийском порту,
консолидировал один из его акционеров. Группа "Дело" депутата
Сергея Шишкарева выкупила 50% долей терминала у Национальной
контейнерной компании (НКК) за $115 млн. На рынке ожидают, что
теперь терминал будет продан группе "Новороссийский морской
торговый порт" (НМТП), однако владельцы активов до сих пор не могут
договориться о цене НУТЭПа. Разногласия сторон по этому вопросу уже
вылились в открытый конфликт Сергея Шишкарева и НМТП.
НКК продала свою долю в контейнерном терминале
НУТЭП, расположенном в Новороссийском порту. Основные акционеры НКК
— группа First Quantum и предприниматель Андрей Кобзарь, владевшие
в совокупности 50% долей в терминале,— продали ее за $115 млн.
Источники "Ъ" на рынке сообщили, что покупателем стали структуры
группы "Дело", владевшей второй половиной долей в НУТЭПе.
Для НКК НУТЭП, способный переваливать до 215
тыс. TEU в год, являлся вторым по величине активом после Первого
контейнерного терминала в Петербурге (1,3 млн TEU в год). Причины
продажи своей доли в НУТЭПе в НКК не раскрывают. Один из акционеров
НКК, Андрей Кобзарь, лишь передал "Ъ" через пресс-службу, что
сделанные прошлым летом вложения в НКК (имеется в виду покупка им и
компанией First Quantum 50-процентной доли в НКК у группы FESCO
Сергея Генералова за $900 млн) оказались "очень удачной
инвестицией". Он добавил, что удовлетворен "долгосрочной стратегией
компании, выгодной для инвесторов".
Как объяснил собеседник "Ъ" в НКК, долгосрочная
стратегия подразумевает окончательный переход НКК в Северо-Западный
регион. "В частности, на сентябрь этого года запланирован запуск
контейнерного терминала в Усть-Луге, первая очередь которого
позволит переваливать 440 тыс. TEU,— уточнил собеседник "Ъ".— Но
там предстоит еще подготовить площадку для терминала и завершить
строительство административных зданий, на что, вероятно,
понадобятся средства".
НУТЭП — единственный терминал в Новороссийском порту, который не
входит в группу НМТП. Грузооборот в 2010 году составил 124 тыс.
TEU, но в январе он снизился на 13,2%, в феврале — на 26,6% (к
аналогичным периодам 2010 года). Финансовые результаты 2010 года не
публиковались. В 2009 году выручка составила 1 млрд руб., чистая
прибыль — 429 млн руб.
Ряд источников "Ъ" в портовом бизнесе утверждают, что группа "Дело"
консолидировала 100% НУТЭПа для перепродажи. Основным претендентом
на актив называют структуры "Суммы Капитал", которая на паритетных
началах с "Транснефтью" владеет контрольным пакетом НМТП и может
купить НУТЭП для последующей интеграции в свой порт. Как стало
известно "Ъ", стороны уже обсуждали этот вопрос, но решение не было
принято из-за разногласий по стоимости активов. Кроме того, на ход
переговоров оказал влияние и конфликт, разгоревшийся между НМТП и
главой комитета Госдумы по транспорту Сергеем Шишкаревым.
На прошлой неделе депутат выступил с критикой
новых владельцев НМТП, действия которых, по его данным, нарушают
рыночные механизмы работы независимых экспедиторских и
бункеровочных компаний в порту. НМТП ответил заявлением нового
вице-президента по правовым и корпоративным вопросам Петра
Максимова. Топ-менеджер утверждает, что за "обвинениями в
"нерыночности" просматриваются личные мотивы Сергея Шишкарева", так
как он является бенефициаром работающей в порту группы "Дело" и
терминала НУТЭП. "По итогам первых двух месяцев работы видно, что
компания господина Шишкарева не выдерживает конкуренции с НМТП,—
говорится в заявлении.— В итоге она теряет рыночную долю и, как
следствие, стоимость".
Сам Сергей Шишкарев заявил "Ъ", что как глава
думского комитета он должен реагировать на обращения участников
рынка, подчеркнув, что к управлению терминальными активами он
сейчас непричастен. От других комментариев депутат отказался.
Собеседник "Ъ", знакомый с ходом переговоров,
говорит, что публичный конфликт стал результатом разногласий сторон
в отношении дальнейшей судьбы НУТЭПа. По его словам, в "Деле"
полагают, что на базе НУТЭПа можно создать полноценного конкурента
НМТП. "Сейчас на территории терминала строятся зерновой и
нефтеналивной терминалы",— говорит он, утверждая, что акционеры
терминала считают возможным довести капитализацию НУТЭПа до $1
млрд, после чего уже думать о сделке. При этом в "Сумме Капитал"
уверены, что "Делу", наоборот, нужно продать терминал как можно
скорее из-за изменившихся условий работы в Новороссийском
порту.
Алексей Безбородов из Infranews считает выход из
НУТЭПа благоприятным для НКК, которой нужно сконцентрироваться на
терминале в Усть-Луге. Но, добавляет Андрей Рожков из
"Метрополя", акционеры НМТП вряд ли будут готовы потратить на НУТЭП
больше $300 млн.