Дерипаска- конструктор
Магнат хочет сделать свою машину
Юлия Федоринова
Олег Дерипаска — последний бизнесмен, не
потерявший веру в проект “нового русского автомобиля” без помощи
иностранцев. После провала переговоров с Nissan принадлежащий
магнату холдинг “Руспромавто” сосредоточится на создании
собственной легковой модели. А вот выпускать грузовики и автобусы
холдинг хочет с западными партнерами — предположительно
Renault Trucks и бразильской Marco Polo. “Руспромавто”
контролируется компанией “Базэл”, принадлежащей Олегу Дерипаске.
Автохолдинг объединяет производство автобусов (две трети рынка
России), грузовиков(20% рынка большегрузных грузовиков объем
выпуска в 2004 г. – 7877 штук), Горьковский автозавод,
“Стройдормаш”, и др. Объем продаж “Руспромавто” в 2004 г. – $2,8
млрд. Активы холдинга переведены на ГАЗ, его капитализация – около
$287 млн. “Партнерство — главный инструмент в раскрытии
потенциала активов”, — убеждал полтора года назад председатель
совета директоров “Руспромавто” Александр Юшкевич. Несколько лет
холдинг ставил на итальянский Fiat, выпускать который на ГАЗе так и
не стали. Грузовики “Iveco-Урал” (Iveco — грузовое
подразделение итальянского концерна, автозавод “Урал” принадлежит
“Руспромавто”) до сих пор остаются штучным товаром. Летом
2004 г. “Руспромавто” вело переговоры с Nissan об СП на базе
ГАЗа, но безуспешно. “Nissan жестко требовал контроля над проектом.
Но […] мы верим, что сможем сделать что-то сами”, — поясняет
нынешний гендиректор “Руспромавто” Максим Авдеев. Теперь, по его
словам, “Руспромавто” сосредоточится на создании “новой русской
машины” и будет искать иностранных партнеров для сборки
автокомпонентов, осоебнно двигателей. По словам Авдеева, ГАЗ
интересуют легкие коммерческие автомобили и новые разработки будут
вестись в этом сегменте. А “Волга”, по его словам, проживет еще
лишь 5-6 лет. На нашем авторынке не осталось почти никого, кто
готов полагаться только на собственные силы. Создание новой модели
не мешает поиску стратегического партнера, констатирует аналитик
ОФГ Елена Сахнова. “АвтоВАЗ” в 2004 г. спустил с конвейера
новую модель — Lada Kalina, но развивает СП “АвтоВАЗа” и
General Motors, куда вложено $400 млн. “Северсталь-Авто”
выпустила свой UAZ Patriot, но с декабря приступит к сборке
корейского внедорожника Ssang Yong Rexton. “То, что Дерипаска
отказался продать завод Nissan, — это его личные
амбиции”, — думает управляющий директор AG Capital
Александр Агибалов. Хотя благодаря снижению пошлин на импортные
автокомпоненты мировым автоконцернам интереснее самим построить
завод, нежели создавать продукт с нашими автозаводами, замечает он.
Агибалов убежден, что разработать свою новую машину ГАЗу будет по
силам при мощных инвестициях Дерипаски: “У самого ГАЗа на это нет
ни денег, ни своего научно-технического центра, способного создать
новый автомобиль”. Авдеев из “Руспромавто” оценил затраты на
разработку и вывод на рынок новой модели в $500 млн. Это
оптимистичный прогноз, ведь расходы “АвтоВАЗа” на разработку и
запуск Kalina составили $640 млн. Но аналитик “Метрополя”
Денис Нуштаев считает, что у Дерипаски есть шансы на успех. В
сегменте легких коммерческих автомобилей ГАЗ сейчас доминирует (у
него более 50% этого рынка). Иностранцы приходят в Россию с
легковушками, и спрос на новую машину ГАЗа в этом сегменте
останется высоким, считает эксперт. Если делать легковой автомобиль
Дерипаска готов на свой страх и риск, то с автобусами и грузовиками
предпочитает положиться на партнера. По данным аналитика
Альфа-банка Максима Матвеева, компания ведет переговоры с
бразильской Marco Polo по организации лицензионной сборки
туристического автобуса — единственной модели, отсутствующей в
автобусной линейке “Руспромавто”. Источник, близкий к
“Руспромавто”, даже предположил, что договор с бразильцами может
быть подписан на выставке “Мотор-шоу-2005” на этой неделе. Кроме
того, два источника, близких к заводу “Урал”, рассказали
“Ведомостям”, что ГАЗ ведет переговоры с Renault Trucks, входящей в
группу Volvo, о создании СП по производству среднетоннажных
(5-15 т) грузовиков. Собеседники “Ведомостей” надеются, что СП
в равных долях могло бы заработать до конца года. Renault Trucks
внесет только технологии, а “Руспромавто” — инвестиции. По
оценке Максима Матвеева, они составят около $50 млн. В Renault
Trucks ситуацию не комментируют. Объемы выпуска будут зависеть от
спроса (в 2004 г. в России было продано 136 Renault
Truck). Топ-менеджер одного из автозаводов, делающих грузовики,
предупреждает, что при отверточной сборке Renault машина подешевеет
лишь на 4-5%. Поэтому советник гендиректора КамАЗа Охат Урманов
уверен, что новое СП с Renault Trucks не пошатнет позиции КамАЗа на
рынке.