Кризис сыграл на руку российскому автопрому -
государство запустило несколько программ по поддержке российского
производителя, а также повысило пошлины на иномарки. Как заявил
РБК-ТВ советник Института современного развития Никита Масленников,
кризис подтянул на российский рынок и иностранных инвесторов.
Вложения пока малы, но мировые гранды подумывают о форсировании
прямых инвестиций.
Автопром - одна из немногих отраслей российской
экономики, успешно преодолевшая кризис. Темпы восстановления продаж
оказались даже выше, чем предполагали эксперты. К концу года рынок
приблизится к 2 млн машин, это на 30% больше, чем в кризисном 2009
году. Главное достижение: почти две трети продаваемых в стране
автомобилей - российской сборки, отмечает "РБК daily".
"На мой взгляд, примерно рост
пришелся одинаково как на российских производителей, в основном на
АвтоВАЗ, так и на зарубежных производителей. Причем, поскольку
АвтоВАЗ занимает лидирующее положение среди российских
производителей, основной рост пришелся именно на эту марку", -
говорит аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.
Лидерство АвтоВАЗа вряд ли можно назвать
заслугой автопроизводителя. Интерес к отечественным маркам
стимулировало государство программой утилизации старых машин. Ее
отмена в будущем году может нанести серьезный удар по автопрому.
Господдержка, считают эксперты, не должна становиться панацеей.
"Костыли господдержки убирать все-таки надо, - убежден Н.
Масленников. - Господдержка остается, но она должна быть с точки
зрения стимулирования притока инвестиций в отрасль, создания в ней
комфортного климата".
Иностранные инвесторы вкладывают в российский
автопром охотно, но мало. Рисковать большими деньгами они не готовы
и пока ограничиваются малыми мощностями производства - до 150 тыс.
автомобилей в год. Правительство ставит более высокую планку - до
500 тыс. в год.
А спрос зависит от благосостояния граждан,
которое определяется ситуацией в экономике в целом. На фоне
растущей инфляции и неутешительных прогнозов по поводу банковского
сектора - основного гаранта программы автокредитования -
потребительская активность в автомобильном секторе остается очень
хрупкой, отмечает издание.