«АвтоВАЗ» во II квартале увеличил выручку и
чистый убыток. По итогам года компания не ждет даже прибыли от
продаж
Алексей Непомнящий
В первом полугодии выручка «АвтоВАЗа» вдвое
упала к уровню января — июня прошлого года — до 40,2 млрд руб.,
сказано в отчете компании по РСБУ. Она получила 16,9 млрд руб.
чистого убытка против 2,6 млрд руб. прибыли в первом полугодии 2008
г. О стабилизации положения говорить не приходится: по сравнению с
провальным I кварталом выручка завода во втором увеличилась на
36,1% до 23,1 млрд руб., убыток рос еще быстрее — на 66,8% до 10,6
млрд руб. Убыток от продаж во II квартале составил 3,7 млрд
руб.
Странные результаты, удивляется аналитик «ВТБ
капитала» Елена Сахнова: ведь самыми сложными для «АвтоВАЗа», как и
для других автопроизводителей, были первые три месяца этого года —
тогда и должен был вырасти убыток предприятия. Но продажи
«АвтоВАЗа» рухнули во II квартале на 53,6% к первому — до 57 000
машин.
«АвтоВАЗу» вряд ли удастся выйти на операционную
рентабельность до конца года, признает вице-президент компании по
экономике и финансам Олег Лобанов. Если бы не вынужденные простои,
во время которых нужно платить персоналу 2/3 зарплаты, это было бы
выполнимо, утверждает он.
За полгода компания сократила непроизводственные
расходы, в частности на консультационные и информационные услуги,
рекламу, благотворительность, поддержку спорта, оплату труда
менеджмента, перечисляет Лобанов. Это позволило сэкономить более 5
млрд руб. Но эффект был нивелирован расходами по простою
производства и ростом стоимости обслуживания долгов, говорит
топ-менеджер. За квартал общий долг завода вырос на 6,6% до 93,4
млрд руб. Зато завод начал расплачиваться с поставщиками: долг
перед ними во II квартале снизился на 27,8% до 24,69 млрд руб.
Помог госкредит: до конца июня компания получила 15,2 млрд руб. из
25 млрд руб. госпомощи, уточнил Лобанов.
Теперь завод потратил все 25 млрд руб., и не
исключено, что ему придется просить еще. «Мы обсуждаем с
профильными министерствами различные аспекты деятельности
“АвтоВАЗа”, в том числе и потребности в финансировании», — говорит
Лобанов. Официальных заявок от компании не было, сказали
представители Минпромторга и правительства.
Предприятие собирается искать деньги и в
коммерческих банках — на запуск в производство новых моделей,
говорит Лобанов. В 2011 г. компания планирует поставить на конвейер
универсал и фургон на платформе Renault, а в 2012 г. — бюджетный
автомобиль и машину класса C, говорится в отчете. Кроме этого нужно
рефинансировать долги на лучших условиях, продолжает Лобанов. Но
если в каких-то мерах поддержки будет отказано, завод справится
сам, уверяет он.
«Пока завод не будет продавать 40 000-45
000 автомобилей в месяц и не выйдет на операционную рентабельность,
он не сможет самостоятельно расплачиваться с долгами», — считает
аналитик «Метрополя» Михаил Пак.