В марте в Таганроге состоится открытие завода по
сборке автобусов Hyundai мощностью пять тысяч машин в год. В ЮФО
уже есть предприятие по производству автобусов в Волгоградской
области — и оно намерено увеличить производство. Хотя рынок
автобусов не растет, оба завода смогут выполнить свои планы,
правда, за счет не рыночных особенностей этого бизнеса. Автобусная
промышленность ЮФО ограничивается ЗАО «Волжское автобусное
производство «Волжанин» (произвело в 2006 году 325 автобусов). Но в
этом году отрасль должна совершить скачок — не столько за счет
роста производства, сколько благодаря запуску нового завода в
Ростовской области. В марте в Таганроге должно состояться открытие
предприятия по сборке автобусов Hyundai. Проект реализует ООО
«Ростовский завод грузовых автомобилей», собственником которого
является группа «Донинвест» (владеет Таганрогским автомобильным
заводом, который собирает легковые Hyundai). Инвестиции оцениваются
в $120 миллионов (3 миллиарда 120 миллионов рублей). РЗГА заявлял о
планах собрать уже в этом году пять тысяч автобусов. «На реализацию
подобных планов может потребоваться не один год», — сомневается
аналитик ФИНАМ Денис Горев. «Это не самый перспективный
сегмент автомобильного рынка», — подтверждает эксперт «Метрополя»
Александр Жуков. Однако замминистра промышленности
Ростовской области Владимир Бартеньев с этим не согласен. «Это
логичный путь развития автомобильной компании. Они («Донинвест» —
«ЮР») начали с легковых и коммерческих автомобилей. Теперь берутся
за автобусы». Сначала РЗГА будет выпускать автобусы малой
вместимости, которые будут конкурировать с «газелями», на втором
этапе к ним добавятся автобусы средней вместимости, в 2008 году —
большие междугородные автобусы. «Волжанин» в 2006 году выпустил 325
одноименных автобусов (рост по итогам года составил 35%), и в этом
году компания намерена довести производство до 500 автобусов
(+56%). Российское автобусное производство можно назвать статичным,
в прошлом году оно выросло всего на 1,2% (примерно 80 тысяч
единиц). Главным игроком на этом рынке остается группа «ГАЗ» и
входящая в нее группа «Русские автобусы» (объединяет четыре ведущих
завода России). По мнению Александра Жукова из «Метрополя»,
группе «ГАЗ» помогает близость к региональным властям.
Однако Денис Горев из ФИНАМа считает, что «Волжанин» обладает
административным ресурсом в Волгоградской области и на местном
рынке свою долю удержит. К тому же в этом году «Волжанин» откроет
предприятие в Кабардино-Балкарии. Почти все автобусы пойдут в
республику — то есть конкуренты не будут беспокоить завод. РЗГА
планирует поставлять автобусы Hyundai во все регионы России, но
начал с местного рынка. «Завод выпустил тестовые модели малых
автобусов, которые уже несколько месяцев опробуются на городских
маршрутах. И владельцы предприятий, и пассажиры довольны», —
рассказывает Владимир Бартеньев. Неизвестно, правда, захотят ли
частники покупать Hyundai не по тестовой цене (стоимость пока
неизвестна) и предпочтут ли корейское качество более дешевым
«газелям». Как стало известно «ЮР», в муниципалитетах Ростовской
области уже намечаются конкурсы среди автотранспортных предприятий
на право обслуживать городские маршруты. Если одним из их условий
станет качество услуг, то это будет дополнительным аргументом в
пользу Hyundai.