Российские сетевые ритейлеры достигли десятизначных оборотов
Елена Виноградова, Татьяна Романова, Дмитрий
Симаков, Юлия Ярош
Сетевая розничная торговля в России стала
по-настоящему большим бизнесом. Продажи "Пятерочки" и российского
подразделения Metro Cash & Carry превысили в прошлом году $1
млрд, готовятся взять эту высоту еще несколько ритейлоров. Однако
аналитики предупреждают, что время безудержного роста сетевой
розницы, скорее всего, уже позади.
Лучшие результаты среди российских
продовольственных ритейлоров показала в прошлом году "Пятерочка"
(440 дискаунтеров). По собственным данным компании, ее оборот
составил около $1,6 млрд с учетом работы франчайзинговых магазинов.
На условиях франшизы работают почти половина "Пятерочек" в стране,
однако и продажи только собственных дискаунтеров этой сети в
совокупности составили $1,2 млрд. В 2003 г. оборот "Пятерочки"
достиг лишь $933 млн.
На 2-м месте, по данным отраслевого портала
Retail.ru, германская Metro Cash & Carry (14 гипермаркетов) —
она называет себя мелкооптовым торговцем, но на российском
розничном рынке ее считают "своей". Продажи Metro Cash & Carry
в нашей стране оцениваются в $1,5 млрд, говорит руководитель
проекта Retail.ru Никита Варенов. Сама Metro свои финансовые
показатели не сообщает. Больше никто из продовольственных
ритейлоров планку в $1 млрд в прошлом году не взял, хотя
краснодарская компания "Тандер" (сеть "Магнит" из 1019 магазинов)
вплотную к ней приблизилась: по собственным данным "Тандера", его
оборот в 2004 г. составил $997 млн. Совместными усилиями, по оценке
Варенова, пятерка лидеров продуктовой розницы наторговала почти на
$5,5 млрд. С этой цифрой согласились аналитики Альфа-банка и ИК
"ФИНАМ". Таким образом, компании "первой пятерки" контролируют
около 6% совокупного розничного оборота продуктов в России. В 2003
г. совокупный оборот первой пятерки продовольственных ритейлоров
был вдвое меньше, отмечает Варенов. Сетевые ритейлоры и магазины
современных форматов захватывают все большую долю розничного
продовольственного рынка. В 2003 г. на "современные каналы
реализации" (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры) приходилось,
по данным Объединенной финансовой группы (ОФГ), 15% всех розничных
продаж продовольствия. А в сентябре прошлого года, по данным
исследовательской компании ACNielsen, эта доля в крупных городах
России превышала 21%. По данным ACNielsen, с января по сентябрь
2004 г. количество супермаркетов и гипермаркетов в крупных
российских городах выросло на 18%, мини-маркетов — на 13%, а
количество киосков, павильонов и продовольственных магазинов с
обслуживанием через прилавок почти не изменилось. Больше всего
магазинов открывали национальные розничные операторы: в 34
крупнейших российских городах число торговых точек ключевых сетей
выросло почти на 30%, с 1171 в январе до 1507 в сентябре 2004 г.,
говорится в результатах исследования ACNielsen. Крупные розничные
компании росли в минувшем году стремительно. Розничный рынок
продовольствия вырос на 14%, при этом многие ритейлоры выросли на
50-70%, отмечает Варенов. В отрыв по темпам роста ушли "Ашан" и
калининградский торговый дом "Виктория". Французская компания,
увеличившая количество своих российских гипермаркетов до шести,
достигла в прошлом году оборота в $620 млн (рост 330%), "Виктория"
с более чем сотней магазинов различных форматов наторговала на $385
млн (рост около 300%). Однако такие темпы роста уже не повторятся и
клуб продовольственных ритейлоров с миллиардными оборотами
пополнится незначительно, полагают опрошенные "Ведомостями"
эксперты. Александр Свинов, аналитик Альфа-банка, считает, что в
2005 г. объема продаж в $1 млрд достигнут лишь 2-3 новых ритейлора.
В ближайшие годы продовольственные сети будут расти на 15-20% в
год, считает Владислав Кочетков, аналитик ИК "ФИНАМ". Общее число
игроков на рынке сократиться за счет поглощения крупными сетями
мелких, считает он. "Германский рынок продуктового
ритейла на 60% принадлежит крупным европейским сетям. Россия идет
тем же путем", — добавляет аналитик ИК "Метрополь" Наталья
Мильчакова. Достичь продаж в $1,1-1,2 млрд планирует в этом
году торговый дом "Перекресток" (75 магазинов), сообщил директор
этой компании по коммуникациям Александр Бархатов. В 2004 г. оборот
сети составил $766 млн. Компания планирует открывать новые магазины
в Москве и Санкт-Петербурге, но основной рост должно обеспечить
развитие в регионах. По словам Бархатова, компания планирует
приобрести несколько сетей на Урале, в Поволжье и южных регионах
страны. Анна Зайцева, пресс-секретарь "Седьмого континента" (78
магазинов), говорит, что ее компания, по прогнозам, сможет получить
оборот более $1 млрд по итогам 2006 г. Оборот торгового дома
"Копейка" (65 магазинов) в минувшем году составил $420 млн.
Миллиардный рубеж он рассчитывает перешагнуть "через год-полтора",
заявил "Ведомостям" финансовый директор компании Виктор Шлепов. В
2005-2006 гг. компания планирует активно открывать магазины в
Центральной России. "Еще не охвачены сетевиками Урал и восток
России", — напоминает Шлепов. Он считает, что в нынешнем году штурм
отметки в $1 млрд удастся "Тандеру", "Перекрестку" и Auchan. В
"Ашане" от комментариев отказались, с руководством "Тандера"
связаться не удалось.