“АвтоВАЗ” под прицеломМиноритарии вновь атакуют предприятие
Юлия Федоринова
Миноритарные акционеры “АвтоВАЗа”, борющиеся за
возврат в устав завода пункта о выплате дивидендов по
привилегированным акциям в размере 10% от чистой прибыли, хотят
помешать заводу выплатить дивиденды по итогам 2004 г. Им не
понравилось, что “АвтоВАЗ” решил сократить выплаты владельцам
“префов” в четыре раза — до 2% от чистой прибыли.
В 2004 г. “АвтоВАЗ” выпустил 717 981 машину.
Выручка по РСБУ выросла на 17% до 125,9 млрд руб., а чистая прибыль
– на 20% до 5,6 млрд руб. Около 53% акций “АвтоВАЗа” контролирует
его менеджмент, 8% принадлежат Внешэкономбанку, еще около 18% –
работникам предприятия. Остальное обращается на биржах.
Борьба миноритарных акционеров — владельцев
привилегированных акций “АвтоВАЗа” Виктора Цобенко и шведского
инвестфонда HQ Fonder Sverige AB длится более трех лет. Они
настаивают на возврате в устав “АвтоВАЗа” пункта о выплате
дивидендов по привилегированным акциям в размере не менее 10%
чистой прибыли. Эта норма была вычеркнута из устава в 2002 г.
Миноритарии с тех пор выиграли немало исков в судах различных
инстанций, признавших то решение собрания акционеров незаконным. В
последний раз победа была одержана в марте: арбитражный суд
Самарской области вообще признал недействительными два спорных
пункта устава “АвтоВАЗа”, в которых речь идет о размере дивидендов
по “префам” и порядке голосования ими. На это решение Цобенко
впервые удалось получить и исполнительный лист. Он обязывает
концерн исключить спорные пункты из устава до 13 июня.
Ответственность за это возложена на председателя совета директоров
концерна Владимира Каданникова. Несмотря на споры с миноритариями,
“АвтоВАЗ” все эти годы исправно платил по “префам” не меньше 10%
заработанной прибыли. “Благодаря этому "префы" были наиболее
популярны у инвесторов и стоили на 2-5% дороже обыкновенных акций”,
— замечает аналитик “УралСиба” Кирилл Чуйко. Но в этом году
“АвтоВАЗ” решил уравнять своих акционеров в правах и выплатить по
обоим типам акций одинаковые дивиденды — по 23 руб. на каждую.
Такую рекомендацию собранию акционеров, назначенному на субботу,
совет директоров “АвтоВАЗа” утвердил 21 апреля. Всего на дивиденды
“АвтоВАЗ” хочет направить 738,8 млн руб. — 13,19% от чистой
прибыли. Но владельцы привилегированных акций получат только 2% от
чистой прибыли (113,9 млн руб.). Для сравнения: по итогам 2003 г.
дивиденды “АвтоВАЗа” составили 95 руб. на привилегированную и лишь
6 руб. на обыкновенную акцию, а прогноз ОФГ дивидендов по “префам”
за 2004 г. был 125 руб. Возмущенные миноритарии не смирились с
этим. Как рассказал “Ведомостям” Цобенко, он подал иск в
арбитражный суд Самарской области, требуя признать недействительным
это решение совета директоров “АвтоВАЗа”. Адвокат миноритариев
Валерий Шумилин уточняет, что его клиент также требует обязать
“АвтоВАЗ” принять решение о выплате за 2004 г. 10% чистой прибыли
по привилегированным акциям. В обеспечение иска Цобенко просит суд
запретить собранию акционеров “АвтоВАЗа” 28 мая принимать решение
по дивидендам за 2004 г. В суде “Ведомостям” подтвердили принятие
иска Цобенко к рассмотрению, но не уточнили, когда будет
рассмотрено заявление об обеспечительных мерах. В “АвтоВАЗе” от
комментариев по поводу действий миноритариев воздержались.
Управляющий партнер “Вегас Лекс” Альберт Еганян говорит, что теперь
шансы миноритариев добиться своего выглядят предпочтительнее.
“АвтоВАЗ” уже не сможет сказать, что его ни к чему не обязали. По
факту бездействия председателя совета директоров, учитывая наличие
исполнительного листа, по словам Еганяна, может быть возбуждено
уголовное дело за “злостное неисполнение” судебных решений. Оно
карается денежным штрафом в 200 000 руб. и условным осуждением.
“АвтоВАЗ” и впредь будет искать лазейки, чтобы отложить любое
решение суда“, — уверена аналитик ОФГ Елена Сахнова. “Выход из ситуации — конвертировать
"префы" в обыкновенные акции”, — полагает Денис Нуштаев из
“Метрополя”.”Это сделать сложно, поскольку нужно получить
согласие владельцев 75% объявленных привилегированных акций, среди
которых много мертвых душ, — возражает президент AG Capital
Management и член совета директоров “АвтоВАЗа” Альберт
Гавриков.