Ирина Доржиева
Второй по величине ритейлер мира французская Carrefour готовится к
поглощению «Седьмого континента». Предварительное соглашение с
владельцем 74,8% акций российской сети Александром Занадворовым уже
подписано.
"На месте битого бойца должен встать новый", - так прокомментировал
"Ф." эту новость совладелец сети "Магнит" Сергей Галицкий.
Аналитики тоже позитивно оценивают подписание соглашения.
Во-первых, это лишнее подтверждение привлекательности сектора и
интереса к нему со стороны иностранных стратегов. Во-вторых,
эксперты уверены, что Carrefour удастся наладить бизнес "Седьмого
континента" до конкурентной сети супермаркетов с приемлемой маржей
и трафиком. В-третьих, эта сделка может стать сигналом для начала
активной консолидации рынка. "Доступ к международным источником
финансирования позволит развиваться быстрее", - говорит аналитик
"Открытия" Ирина Яроцкая.
Всех порвет. "Надеюсь, с приходом менеджеров Carrefour, "Семерка"
снова станет хорошей сетью супермаркетов. И вернет у "Перекрестка"
долю и трафик, потерянные за последние 4 года, - надеется аналитик
"ВТБ Капитал" Мария Колбина. - У французов хороший шанс вновь
занять лидирующие позиции на московском рынке супермаркетов:
конкурентов немного. "Азбуку вкуса" с ее 15 премиальными магазинами
и "Глобус Гурмэ" в счет не беру". Однако если сделка все-таки
состоится, скорее всего, Carrefour выберет мультиформатную
стратегию и, так или иначе, будет работать в нижнем ценовом
сегменте. Либо путем реформатирования супермаркетов "Седьмой
континент" (исключать этого нельзя), либо приобретения сети
дискаунтеров. "Конца кризиса пока не видно, и Carrefour понимает,
что в проблемной России на одних супермаркетах далеко не уедешь", -
рассуждает Ирина Яроцкая. Без сомнений, что французы будут
развивать разветвленную сеть на основе существующих 8 гипермаркетов
"Седьмого континента". Магазины крупных форматов – конек западного
ритейлера. "Гипермаркеты более всего испытают на себе ужесточение
конкуренции, - полагает Татьяна Бобровская, аналитик
"Брокеркредитсервиса". – "Ашан", "Карусель", "Метро" почувствуют
давление".
До сих пор лишь немногим федеральным ритейлерам удалось построить
качественную логистику. Как раз благодаря этому фактору лидируют на
рынке и имеют ценовое преимущество Х5 Retail Group, "Ашан",
"Магнит". И вряд ли стоит сомневаться, что Carrefour тоже сумеет
построить эффективную логистику: у сети большой опыт работы в самых
разных странах, администрациями и регулирующими органами.
"Carrefour придется дотянуть многие финансовые и операционные
показатели и параметры "Седьмого континента" до своих стандартов, -
рассуждает Мария Колбина. - Маржа не должна быть на таком уровне,
на котором она сейчас, - нужно построить нормальную логистику".
Приход мирового лидера в принципе подстегнет и ритейлеров, и
производителей к созданию современной торговой инфраструктуры.
"Торговля не сможет оставаться на уровне советских времен с
принципом - "мы произвели и привезли, а вы уж как хотите, так и
продавайте", - рассуждает Татьяна Бобровская. – Каждый должен быть
заинтересован в снижении логистических расходов до минимума,
ориентироваться на поставки товаров в нужном количестве в нужные
сроки".
Не стоит переоценивать. Аналитик "Тройки Диалог" Михаил Красноперов
называет выход Carrefour на российский рынок позитивным для отрасли
в целом и бизнеса "Седьмого континента" в частности, но от громких
оценок воздерживается: "В суммарном обороте торговли продуктами
питания России доля "Седьмого континента" не превышает 1%. У нее
сильные позиции в сегменте супермаркетов в Москве, но, тем не
менее, мы не ожидаем, что, поменяв собственника, компания сможет
существенно изменить соотношение сил на рынке".
"Бизнес "Семерки" хромал и до кризиса, - напоминает
Мария Сулима из "Метрополя". - Не думаю, что с приходом Carrefour
показатели резко улучшатся. Формат супермаркетов не очень популярен
среди экономящих россиян. Если даже французы затеят ребрэндинг,
реформатинг, репозишинг ассортимента и сети - это все равно займет
время. После реального прихода Carrefour острой конкуренции в
краткосрочной перспективе не возникнет. Потребитель ориентируется
сейчас, прежде всего, на цены. В дальнейшем, при условии, что
экономическая ситуация выправится, Carrefour может захватить
значительную долю рынка".
Вопрос брэнда. С одной стороны, марка "Седьмой
континент" - сильная и узнаваемая. С другой, неэффективность
менеджмента в последние годы привела к тому, что сеть негативно
себя зарекомендовала с точки зрения ценовой политики и
ассортимента. "Carrefour, вероятнее всего, разработает
маркетинговую стратегию для позиционирования "Семерки" как части
французской компании, - полагает Мария Колбина. - Нельзя исключать
реформатирования некоторых супермаркетов в дискаунтеры, и появления
нового брэнда. Например, одного из тех, с которым сеть работает на
других рынках в экономичном сегменте - Maxi-Dia, Ed".
"Carrefour будет активно увеличивать долю private labels в
продажах, - полагает Ирина Яроцкая. - С его опытом успешного
развития товаров под собственными марками на других рынках, где они
занимают до 50% ассортимента, ритейлер быстро сумеет увеличить
валовую маржу. Эффект от смены собственника не будет виден сразу,
но пройдет пара кварталов, после которых будет намечен прогресс и
станет ясен избранный путь развития".