Александр Панченко
ОАО РЖД отдаст Адлер—Альпика-Сервис
государству.
Сегодня правление ОАО РЖД должно обсудить задачи
монополии на 2012 год. Один из вопросов посвящен механизму передачи
в федеральную собственность автомобильной части "Совмещенной дороги
Адлер—Альпика-Сервис", которую строит ОАО РЖД для Олимпийских игр в
Сочи. Стоимость проекта, профинансированного из госбюджета,— 241
млрд руб. Но в монополии пока не знают, как вернуть государству
дорогу без ущерба для нее самой. Один из вариантов — компенсация
вывода имущества через повышение тарифов на перевозки.
"Ъ" удалось ознакомиться с материалами к
итоговому заседанию правления ОАО РЖД, которое должно состояться
сегодня. Из них следует, что монополия вместе с Минтрансом должны к
1 марта 2012 года определить алгоритм передачи автомобильной части
проекта "Совмещенная дорога Адлер — горноклиматический курорт
Альпика-Сервис" в федеральную собственность. Президент ОАО РЖД
Владимир Якунин должен поручить вице-президенту Олегу Тони к
указанному сроку разработать и согласовать механизм передачи
"автодорожной составляющей проекта в сеть автомобильных дорог
общего пользования федерального значения, который не допустит
негативных финансовых последствий для ОАО РЖД".
Дорога — один из самых дорогих проектов, который
ведет ОАО РЖД в рамках создания транспортной инфраструктуры для
зимних Олимпийских игр 2014 года. Общая стоимость совмещенной
дороги — более 241 млрд руб., деньги выделяются из бюджета через
взносы в уставный капитал ОАО РЖД. В 2009 году компания получила 40
млрд руб., в 2010 и 2011 годах — по 60 млрд руб., в 2012 году
должно быть перечислено 42,7 млрд руб.
Формально единственным собственником обеих
частей совмещенной дороги как единого комплекса является ОАО РЖД. И
пока в монополии не знают, каким образом можно без "негативных
финансовых последствий" передать с ее баланса часть дорогостоящего
проекта в федеральную собственность (стоимость дорожной части в
компании не раскрывают). В Минтрансе заявили, что пока вопрос
"только прорабатывается". Андрей Рожков из ИФК
"Метрополь" говорит, что для баланса ОАО РЖД 100-150 млрд руб. "не
крупная сумма".
"Но если ее придется списывать, эту
же сумму нужно зафиксировать в качестве убытка, который ляжет на
нераспределенную прибыль",— поясняет аналитик.
"Совмещенная дорога Адлер — горноклиматический
курорт Альпика-Сервис" должна обеспечить доставку зрителей и
участников соревнований на горные стадионы Красной Поляны и к
ледовым дворцам Олимпийского парка в Имеретинской низменности.
Пропускная способность железнодорожной части — 8,5 тыс. пассажиров
в час, автомобильной — 11,5 тыс. пассажиров в час. Начало
реализации проекта — июнь 2008 года, ввод объекта в эксплуатацию
(по графику) — апрель 2013 года. По данным ОАО РЖД, на конец 2011
года степень готовности объекта составляет 67,5%.
Высокопоставленный источник "Ъ" в ОАО РЖД
говорит, что единственным очевидным вариантом передачи объекта
является его перевод в федеральную собственность на безвозмездной
основе с последующей компенсацией потерь за счет повышения тарифа
на перевозки по железной дороге. Однако размер повышения необходимо
рассчитывать, исходя из периода повышения, планируемого грузопотока
и других показателей, говорит собеседник "Ъ". Топ-менеджеры самого
ОАО РЖД уточняли, что рост тарифов на 1% обеспечивает
дополнительные доходы в размере около 11 млрд руб. Однако оценить
возможный рост тарифов для компенсации выделения дороги пока
невозможно. Во-первых, нет данных о стоимости именно автомобильной
дороги, отдельно от железнодорожных путей. Во-вторых, неизвестно,
на какой срок растянут период компенсации. Если речь идет о
половине вложений и годе, то рост тарифов может составить 11%.
Глава агентства Infranews Алексей Безбородов
считает, что быстро вопрос решить не удастся. "Похожая ситуация
была в Петербурге, где в одном из портовых терминалов примерно по
такой же схеме на государственные деньги был построен причал,
который был оформлен в собственность частной компании. Чтобы потом
вернуть причал в госсобственность, сторонам и Минтрансу
понадобилось вносить изменения в законы и потратить на это шесть
лет",— рассказывает эксперт. По его словам, альтернативой в случае
"с более дорогим и заметным проектом" может стать передача дороги в
госсобственность с последующим переводом ее в категорию платных и
выплатой собираемых доходов ОАО РЖД.
http://www.kommersant.ru/doc-y/1843018