Бэла Ляув
К 2021 г. московские власти обещают в полтора
раза увеличить протяженность столичного метро. Цена таких планов
велика — до 900 млрд руб.
Вчера правительство Москвы одобрило программу
развития городского метрополитена на 2012-2020 гг. Должно быть
построено 150 км линий, их протяженность вырастет до 451,2 км,
появится 70 новых станций (будет 252) и семь электродепо, сообщил
заммэра по строительству Марат Хуснуллин.
Чтобы решить проблему перегруженности кольцевой
линии и пересадочных узлов, должен быть сформирован Третий
пересадочный контур протяженностью 42 км (сейчас это пересадочные
станции внутри кольцевой и сама кольцевая линия). Необходимость
Третьего контура назрела давно, но проект так и не был реализован,
за исключением небольшого отрезка «Каширская» — «Каховская».
Новая кольцевая линия будет пересекаться не
только с радиальными линиями, но и с Московской кольцевой железной
дорогой, что создаст единую систему пассажироперевозок. Есть планы
и по выходу на «большую Москву»: от станции «Проспект Вернадского»
может быть построена ветка до правительственного кластера в районе
Коммунарки. В результате к 2016 г. метро должно выйти на пиковую
загрузку не более шести человек на 1 кв. м (сейчас — до восьми), а
до 2020 г. — на нормативную (4,5 человека).
Чтобы реализовать все эти планы, ежегодно
московские власти намерены тратить порядка 100 млрд руб. (расходы в
2011 г. — 50 млрд). По словам Хуснуллина, обнаружился крайний
недостаток проектировщиков и строителей — «пришлось собирать
проектные и строительные мощности по всей стране» и даже по
СНГ.
Работы ведутся сейчас на 69 площадках (50 км
линий) и 18 станциях; ориентировочная стоимость этих подрядов
оценивается в 260 млрд руб. На этих объектах работают
«Мосметрострой», «Ингеоком», «Трансинжстрой», «Бамтоннельстрой» и
«Казметрострой».
Сейчас хорошая ситуация с бюджетом
(см. врез) — нефть дорогая и московским властям кажется, что денег
хватит на все масштабные проекты — и на метро, и на развитие другой
инфраструктуры (автомобильные дороги, эстакады и т. д.),
комментирует аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. Метро — наиболее
перспективный вид транспорта и его надо развивать, но власти
представили очень оптимистичный сценарий, говорит он. «Строить по
16-17 км в год достаточно сложно: нужно привлекать крупные
организации, а их мало, и их мощностей все равно не хватит — нужно
время, чтобы их нарастить», — заключает Рожков.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/279836/dengi_pod_zemlyu#ixzz1t9cTMYEK