Конкурентам из Bombardier удалось обойти Alstom
на финишной прямой, в связи с чем французских трамваев на
московских улицах мы не увидим. «Плохая новость», — признают в
российском представительстве компании. По итогам многострадального
тендера на поставку 120 новых трамваев для столицы мэрия все же
остановила свой выбор на Bombardier. И не случайно: канадская
компания является партнером Уралвагонзавода, одного из тяжеловесов
российской промышленности, который известен в первую очередь
танками, а не пассажирскими составами. «За кулисами
велось активное лоббирование. У госпредприятия "Уралвагонзавод"
были политические рычаги воздействия на правительство, которое
надавило на мэрию», — утверждает аналитик банка «Метрополь» Андрей
Рожков.
В Alstom не хотят политизировать дело. Однако
московские сотрудники не скрывают своего удивления: у
Уралвагонзавода и Bombardier есть только макет трамвая. У них могут
возникнуть трудности с выполнением условий заказа, как в плане
технических требований, так и плане сроков поставки. Французская
компания в свою очередь представила приспособленный к российским
условиям прототип на базе модели Citadis. Этот трамвай должен был
выпускаться на заводах местного партнера Alstom, ЗАО
«Трансмашхолдинг». В результате французское и российское
предприятие вынуждены пересмотреть свою стратегию: они были
нацелены на модернизацию трамвайного парка в других городах и
рассчитывали оттолкнуться от московского заказа для запуска
производственной линии.
В Alstom строят большие планы на Россию и
утверждают, что эта неудача не ставит под сомнение партнерство с
Трансмашхолдингом (российский лидер в производстве подвижного
состава). Французская компания приобрела 25% его капитала. Такое
затратное вложение должно открыть перед ней многие двери и
обеспечить контрактами (при условии местного производства). «Мы
тоже подумывали о том, чтобы стать акционером Трансмашхолдинга, —
сообщил Les Echos источник в Siemens. — Это просто фантастика... на
бумаге. Однако с учетом сложностей с передачей технологий в России,
мы решили отказаться от этой идеи в пользу совместного предприятия
меньших масштабов».
Хотя в Alstom признают, что работать с
Трансмашхолдингом иногда бывает непросто, они уверены, что такое
сотрудничество является лучшим способом сформировать промышленную
базу и заручиться необходимой политической поддержкой для
завоевания куда более крупного рынка: речь идет об обновлении парка
локомотивов РЖД. Первый договор на 200 локомотивов уже вступил в
силу: сборка идет на одном из заводов Трансмашхолдинга, который был
модернизирован силами Alstom. Речь идет о сумме в миллиард евро,
400 миллионов из которой отойдут французской компании.
Кроме того, существует заказ на 200
грузовых электровозов общей суммой в 800 миллионов долларов
(половина отойдет французской стороне). Тем не менее, модель еще не
была утверждена. «С учетом потребности РЖД в модернизации и влияния
Трансмашхолдинга на российском рынке, это сотрудничество принесет и
другие крупные контракты», — уверен Андрей
Рожков.
«В настоящий момент обсуждаются и другие
заказы», — подтверждает осведомленный источник. Все это вписывается
в логику равновесия между Alstom и Siemens, которое старательно
поддерживают в РЖД: немецкая компания недавно подписала меморандум
о намерениях на поставку 675 грузовых электровозов нового
поколения.
Оригинал публикации: Ferroviaire : comment
Alstom compte rebondir en Russie
http://www.inosmi.ru/russia/20130204/205464629.html#ixzz2K0AYQNYe