София Зырянова
Сегодня председатель правительства Владимир
Путин приезжает на "АвтоВАЗ", чтобы лично рассказать о мерах
поддержки главного отечественного автоконцерна. Руководство завода
с оптимизмом смотрит в будущее и рассчитывает получить на поддержку
предприятия от 30 до 100 млрд. рублей.
С начала кризиса власти отчаянно пытаются спасти
волжский автогигант, вот лишь некоторые из мер: повышены пошлины на
иномарки, субсидирована ставка по кредитам на покупку российских
машин, завод обеспечен госзаказом. Однако все пока напрасно,
"Жигули" по-прежнему продаются плохо - спрос на них в
январе-феврале снизился почти на 40%, складские запасы прошлогодних
автомобилей составляют уже около 90 тысяч, в связи с чем завод
перешел на неполную рабочую неделю. Долги предприятия продолжают
расти, достигнув почти 50 млрд. рублей.
Кризис парализовал не только автосборочное
предприятие в Тольятти, в тяжелом положении оказались многие
смежные отрасли - металлургия, нефтехимия и другие. Государство,
конечно, не заинтересовано в том, чтобы без работы осталось сразу
несколько сотен тысяч человек, которые заняты в этих отраслях.
В конце прошлой недели Владимир Путин на встрече
с вице-премьером Игорем Сечиным и главой Минфина Алексеем Кудриным
заявил: "Положение в отраслях, связанных с производством машин,
серьезное, сложное и требует дополнительного внимания
правительства". В самом кабинете министров существуют "разные точки
зрения на то, какие меры являются эффективными для ВАЗа".
Окончательное решение о мерах по спасению предприятия Путин озвучит
сегодня.
Сам "АвтоВАЗ" просит у правительства как минимум
30 млрд. рублей: как подсчитал президент автоконцерна Борис Алешин,
14 млрд. рублей пойдет на погашение долгов перед поставщиками,
остальное - на поддержание текущей деятельности. А чтобы
предприятие окончательно преодолело кризис, денег надо значительно
больше - 95 млрд. рублей. Часть средств из этой суммы пойдет на
создание двух новых автомобилей (один на базе Renault RF90, другой
– класса С). Алешин уверен, что без 100 млрд. рублей все меры,
принятые государством ранее для поддержки предприятия, окажутся
просто бессмысленными.
Сколько именно денег правительство рискнет
инвестировать в тольяттинский автоконцерн, пока неизвестно. Но то,
что положительного эффекта от уже выделенных правительством
миллиардов нет, это факт. Продажи вазовских моделей в начале года
показали результаты хуже, чем продажи иномарок.
"Можно, конечно, сделать скидку на то, что
субсидирование процентных ставок по кредитам заработает только на
этой неделе, а в январе-феврале продавались прошлогодние иномарки
(их завезли по еще не повышенным пошлинам) по спецпредложениям и
спецкурсам валют, и вскоре отечественные авто будут продаваться по
более низким ценам. Однако все, кто хотел приобрести машину, это
уже сделали, а к лету желающих купить авто практически не
останется", - уверен аналитик Михаил Пак из ИФК
"Метрополь".
И даже если субсидирование кредитных ставок
заработает в полную силу (господдержка позволит сэкономить 30-40
тыс. рублей для 140 тыс. покупателей), для завода эта мера - капля
в море. "Субсидирование процентных ставок стимулирует спрос на
покупку около 100 тыс. автомобилей, для нас это полтора месяца
работы", - пояснил "Труду" Николай Карагин, председатель профсоюза
"АвтоВАЗа".
Не спасет предприятие и госзаказ на поставку
легковых машин для МЧС, МВД и чиновников. "Даже если мы выиграем
весь конкурс на поставку авто для госнужд, то есть получим заказ на
35 млрд. рублей, это загрузит завод работой всего на несколько
месяцев", - говорит Карагин. Даже при максимальном раскладе ВАЗ
будет обеспечен работой всего на пять месяцев, а дальше - опять
неизвестность.
Прямая речь
Сергей Целиков, генеральный директор
аналитического агентства "АВТОСТАТ":
- Спасать "АвтоВАЗ", конечно же, надо, хотя бы с
точки зрения промышленной безопасности страны. Ведь сборка иномарок
на предприятиях западных концернов очень локализована и не
задействует смежные отрасли так, как делает это "АвтоВАЗ". Поэтому
если не предпринять меры сейчас, то будет угроблена целая отрасль.
Без средств к существованию останется почти миллион рабочих,
занятых непосредственно на заводе и смежных предприятиях, и их
семьи, а это уже 2-3 млн. человек и практически все население
Тольятти, Димитровграда, Сызрани и Балаково. Лишатся заказа
металлургическая отрасль, нефтехимия и так далее. Но одна какая-то
мера или очередное вливание денег в предприятие не помогут.
Конечно, сначала надо дать им 25-30 млрд. рублей на ликвидацию
кассового разрыва и расчета с поставщиками. Сегодня из-за
неплатежей почти все поставщики "АвтоВАЗа" - полубанкроты.
Дальше нужно заниматься стимулированием спроса.
Но не так, как в Германии, где за утилизацию старой машины дают 2
тысячи евро, а через банки. Если разница в цене между самой дешевой
иномаркой и "Ладой" достигнет 40-50%, то российские машины станут
покупать и за наличные, и в кредит. И, конечно, надо заставить
руководство "АвтоВАЗа" больше не повышать цены. Тогда людям будет
выгоднее нести деньги в автосалон, чем отдавать их на съедание
инфляции.
ВАЗ продолжает работать
На "АвтоВАЗе" работают около 110 тысяч человек.
Средняя заработная плата по предприятию составляет 14 658 рублей. В
связи с кризисом со 2 февраля 2009 года на предприятии введен
следующий режим работы: 4 дня в неделю в две смены с 6-часовой
продолжительностью рабочего дня (зарплата сотрудников завода в это
время - 2/3 оклада). Это позволило предприятию не допустить
массовых увольнений сотрудников, несмотря на серьезное падение
спроса на автомобильную продукцию в России.