"Роснефть" и ExxonMobil оформили стратегический
альянс.
"ExxonMobil начинает работать как на
севере России, так и на юге", - заявил
премьер-министр Владимир Путин во
время встречи с главой ExxonMobil
Рексом Тиллерсоном перед подписанием документов,
отметив, что сотрудничество компаний
рассчитано на долгие годы и
даже на десятилетия. "Мы
стали мировыми партнерами", -
ответил на это Тиллерсон. Почему же после
провала сделки с BP "Роснефть" выбрала себе в партнеры именно
ExxonMobil и равнозначной ли оказалась замена?
По величине капитализации ($396,71
млрд) Exxon находится на втором месте в мире, после
Apple, по объемам добычи - на третьем, после Saudi Aramco
и NIOC. "Если сравнивать Exxon с другими претендентами,
то эта компания является одним
из самых крупных и влиятельных
игроков нефтегазового сектора, -
подчеркивает аналитик ИФК "Солид" Елена
Юшкова. - Партнерство с Exxon может быть для "Роснефти"
выгоднее, чем с BP или Shell, так как
подобное сотрудничество открывает перспективы выхода на
американский рынок и возможность получения новых технологий".
К России Exxon сохраняет
интерес с начала 1990-х. ExxonMobil
является оператором проекта
"Сахалин-1", имеет долю в Каспийском
трубопроводном консорциуме. Еще в
начале 2000-х Exxon намеревалась приобрести
долю в объединенной компании "ЮКОС-Сибнефть", но покупка не
состоялась. Основной причиной, побудившей Exxon
участвовать в сделке с "Роснефтью", стал поиск
новых возможностей для бизнеса, которые могли бы принести
гарантированную прибыль. Несколько лет назад Exxon взяла на
себя значительные риски, вложив $40 млрд в добычу
газа из сланцев. За последний год цена
сланцевого газа в США опустилась до $4 за тысячу
кубических футов, что заставило задуматься над
возможностью разработки российских шельфов -
на фоне сохраняющейся цены нефти выше $100 за
баррель подобные проекты выглядят очень привлекательно.
Северный призыв
Условия, на которых будет
осуществляться сотрудничество "Роснефти" и Exxon,
выгодны для обеих сторон, отмечают эксперты. Американцы
примут участие в разработке арктических участков в Карском
море (4,9 млрд тонн нефти и 8,3 трлн кубометров
газа), а также войдут в проект разработки Туапсинского
прогиба на шельфе Черного моря (1,2 млрд тонн
нефтяного эквивалента). Для сравнения:
мировое потребление "черного золота"
составляет около 4,4 млрд тонн
в год, а газа - примерно 3,3 трлн
кубометров.
Доля "Роснефти" в проектах
составит 66,7%, ExxonMobil - 33,3%. Причем
финансировать первый этап геологоразведочных работ
($3,2 млрд) будут американцы. В целом вице-премьер
Игорь Сечин оценил инвестиции в разработку
месторождений в Карском и Черном
морях в $250-350 млрд. "Шельфовые проекты
рискованны, и чем меньше у компании
расходов на первоначальном этапе, тем
лучше, - рассуждает аналитик "ВТБ Капитал" Александр
Киревний. - Положительным фактором в данной истории
является
то, что все материальные риски берет на себя
ExxonMobil, а значит, от "Роснефти" не потребуется отвлечения
финансов".
Взамен российская госкомпания
получит проекты в США и Канаде.
"Роснефть" купит у ExxonMobil 30-процентную долю в
проекте La Escalere в Западном Техасе (424 млн
баррелей нефти и 24 млрд кубометров газа), получит
право на 30% в 20 участках в Мексиканском заливе, а в Канаде
- 30% в участке Харматтан пласта
Кардиум."Все это позволит "Роснефти" приобрести
опыт работы на шельфе и откроет доступ к новым технологиям,
- поясняет старший аналитик ИФК
"Метрополь" Сергей Вахрамеев. - И в дальнейшем компания сможет
использовать их на российском шельфе".
Премьерский подарок
После неудачи с
BP "Роснефть" действует более осторожно и пытается
максимально диверсифицировать риски, отмечают опрошенные "Ко"
эксперты. Компания зовет на
шельф не только иностранных
партнеров, но и российских нефтяников.
Глава "Роснефти" Эдуард Худайнатов заявил, что
компания направила письмо
ТНК-BP, "Сургутнефтегазу", ЛУКОЙЛу и
"Башнефти", в котором предложила им поработать на шельфовых
проектах на точно таких же условиях, что и ExxonMobil.
Для работы в Арктике также приглашены
Объединенная судостроительная корпорации (ОСК) и
"Ростехнологии". ОСК построит не менее 15 морских
платформ, а соглашение с "Ростехнологиями" предполагает
проектирование и строительство инфраструктуры для
геологоразведочных работ, разработку месторождений и добычу
нефти.
Впрочем, столь быстрому
подписанию соглашений "Роснефть" обязана
правительству. Стимулом для развития проектов в
рамках нового альянса стали изменения в
системе налогообложения. 12 апреля на заседании у
премьер-министра Владимира Путина
было решено отменить экспортную пошлину
по новым шельфовым проектам, а
налог на добычу полезных ископаемых для
наиболее сложных месторождений может составить только 5% от
цены реализуемой продукции. "Налоговые
преференции в этом случае
будут хорошие, - полагает Дмитрий
Александров, глава аналитического отдела ИГ
"Универ Капитал". - Это знаковый
проект не для одной отечественной
нефтяной отрасли, на него будут ориентироваться
другие инвесторы в вопросе доверия
обещаниям российского правительства". То есть проект
освоения Арктики рассматривается не только с точки зрения
экономики и бизнеса, он в
значительной степени станет имиджевым для страны.
http://ko.ru/articles/24014