Автор: Олег Кузнецов
С их помощью компания намерена создать новое производство и
потеснить европейских конкурентов
Имеющее в Краснодарском крае два завода ОАО «Славянский кирпич»
намерено построить третий. На новых мощностях будет выпускаться
клинкерный лицевой кирпич. Аналогов такому производству в стране
нет, а европейских производителей кубанские намерены потеснить за
счет более низкой цены. До кризиса «Славянский кирпич» занимал на
строительство ныне действующих мощностей, договорившись позднее с
кредиторами о реструктуризации до 2015 года. Под новый проект
стоимостью 2 млрд руб. компании также нужны финансовые партнеры. По
мнению экспертов, привлечь финансирование «на общих основаниях» ей
будет сложно.
Совет директоров ОАО «Славянский кирпич» принял решение о
создании нового производства, на мощностях которого ежегодно будет
выпускаться 140 тыс. тонн клинкерного лицевого кирпича и дорожного
клинкера. Как сообщил „Ъ“ член совета директоров, заместитель
генерального директора компании Игорь Слупский, подготовительные
работы по инвестпроекту уже начались, к строительству компания
намерена приступить во втором квартале будущего года, а в 2014 году
ввести завод в эксплуатацию. Общая стоимость его, по
предварительным оценкам, составит 2 млрд руб. «Объект будет
располагаться рядом с нашим действующим кирпичным заводом в
Славянске-на-Кубани, и мы сможем существенно сэкономить на
инфраструктуре»,— говорит господин Слупский.
Ранее компания планировала увеличивать мощности двух действующих
кубанских заводов, выпускающих керамический кирпич и камень, однако
сейчас инвестпрограмма пересмотрена. «Компания будет создавать
импортозамещающее производство. В стране не выпускается более
долговечный и прочный клинкерный кирпич, мы хотим быть первыми»,—
говорит топ-менеджер «Славянского кирпича». По его словам, спрос на
эти стройматериалы в регионе устойчиво растет, «застройщики
переходят на облицовку клинкером не только элитных домов, но и
жилья бизнес-класса, есть еще и рынок тротуарного клинкера».
Пока облицовочный клинкер представлен на строительном рынке
региона преимущественно немецкой и голландской продукцией,
стоимостью €2–3 за штуку. «Мы рассчитываем выйти на рынок с ценой
от €1,5 за штуку, обеспечив при этом высокую производственную
рентабельность»,— отмечает Игорь Слупский.
В состав ОАО «Славянский кирпич» входят два кирпичных
завода мощностью более 140 млн шт. условного кирпича, а также
карьер по добыче кирпичных глин. Более 60% акций ОАО контролируется
его топ-менеджерами. Компания занимает порядка 20% регионального
рынка керамического облицовочного и строительного кирпича. Объем
реализации за 2010 год увеличился в 2,6 раза, до 108,7 млн шт.
Выручка за 2010 год — 507,9 млн руб, убыток — 246,8 млн руб. В
первом полугодии 2011 года выручка составила 335,5 млн руб., убыток
— 24,9 млн руб.
На финпоказатели производителей стройматериалов оказывает
влияние значительная кредиторская задолженность. Согласно
отчетности «Славянского кирпича», на начало этого года объем
обязательств по кредитам и займам превысил 1,2 млрд руб., в прошлом
году компания заплатила более 204 млн руб. процентов по банковским
кредитам. Крупнейшие кредиторы — ОАО «Банк „Петрокоммерц“» и ЗАО
«Петролизинг-менеджмент» (входят в ИФД «Капитал»). Для
строительства двух заводов «Славянский кирпич» в 2006–2008 годах
использовал заемные средства и взятое в лизинг оборудование (свыше
920 млн руб. и €30 млн). Незначительный объем задолженности был
погашен, а по основной части в прошлом году с кредиторами были
достигнуты соглашения о реструктуризации до 2015 года.
Для реализации нового проекта кубанская компания также намерена
привлечь финансирование со стороны. «Мы ведем переговоры с
партнерами об участии в проекте», — сообщил представитель компании,
отказавшись уточнить подробности.
По мнению экспертов, при текущем соотношении выручки и долга
привлечь инвестиции будет сложно. «На общих основаниях»
договориться с кредитными организациями вряд ли удастся, однако при
включении проекта в программы развития региона или под гарантии
краевых властей такие возможности появляются», — полагает аналитик
ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. В целом рыночные перспективы
подобного производства на юге эксперт оценивает высоко. «Примерно
треть в конечной цене импортного клинкера составляют транспортные и
таможенные издержки. Соответственно, предложив даже значительно
более низкую цену, региональные производители стройматериалов могут
рассчитывать на сопоставимую с европейскими конкурентами
рентабельность», — отмечает эксперт.