КоммерсантЪ Daily: Камазу подкатили иностранного партнера. Им станет немецкий Daimler
"Тройка Диалог" нашла стратегического
партнера для крупнейшего российского производителя грузовиков
КамАЗа -- это немецкий Daimler. До конца года он купит 42% акций
завода, сейчас этот пакет оценивается в $2 млрд. Daimler думает над
строительством собственного завода грузовиков в стране, но вход на
растущий российский авторынок за счет партнерства с КамАЗом
эксперты считают более выгодным.
О том, что 42% акций КамАЗа может быть продано немецкому концерну
Daimler, в пятницу агентству "Интерфакс" рассказал глава совета
директоров "Тройки Диалог" (владеет 54,4% акций КамАЗа) Рубен
Варданян. По его словам, переговоры с Daimler ведет как "Тройка
Диалог", так и топ-менеджмент КамАЗа. Две недели назад Daimler
начал due dilligence завода, который продлится до сентября-октября,
и на этот период немецкий концерн станет эксклюзивным
переговорщиком о партнерстве. Сделка может быть закрыта в ноябре
2008 года, пояснил господин Варданян. Ее сумму он не назвал.
Daimler вчера подтвердил, что рассматривает возможность покупки
акций КамАЗа, пообещав в случае сделки предоставить заводу свои
"технологические ноу-хау мирового лидера". В Daimler свой интерес к
КамАЗу пояснили его мощностями (сейчас более 50 тыс. машин) и
разветвленной дилерской сетью (более 300 дилеров в России). В
концерне также отметили, что Россия по итогам 2007 года стала
"крупнейшим (в Европе.-- "Ъ") рынком грузовиков с объемом продаж
154 тыс. машин грузоподъемностью более 6 тонн" и что в ближайшие
два года рост рынка составит не менее 20%. "КамАЗ -- ведущий
поставщик большегрузных грузовиков в России с долей в 30% рынка",--
отметили в Daimler.
Таким образом, "Тройка Диалог" нашла стратегического партнера уже
второму российскому автозаводу. В конце февраля 2008 года компания
продала 25% акций крупнейшего производителя легковых машин АвтоВАЗа
французскому концерну Renault за $1,166 млрд. Поиск партнера для
КамАЗа "Тройка Диалог" начала в апреле, предварительно нарастив
свою долю в заводе до контрольной (см "Ъ" от 7 апреля). В начале
июля Сергей Чемезов, гендиректор госкорпорации "Ростехнологии" (она
получит госпакет КамАЗа в размере 37,8% акций), отмечал, что
переговоры ведутся с Daimler, Iveco и Volvo.
Информация о том, что Daimler получил эксклюзивное право
переговоров с КамАЗом, появилась на авторынке две недели назад.
Официально на заводе ее подтверждать отказывались. Источники "Ъ",
знакомые с ходом переговоров, объясняют это тем, что вопрос решился
только в пятницу, на заседании наблюдательного совета
Daimler.
Если due dilligence пройдет нормально и сделка состоится, в ней
будут участвовать акции КамАЗа, принадлежащие только "Тройке
Диалог", говорят собеседники "Ъ". Сделка будет идти с премией к
рыночным котировкам КамАЗа, размер которой не раскрывается. В
пятницу утром предлагаемый Daimler пакет стоил на ММВБ $1,7 млрд,
на момент закрытия торгов -- $1,8 млрд. Капитализация КамАЗа
выросла на 6% при падении индекса на 5,5%. Михаил Пак из
ИФК "Метрополь" считает, что в сделке с Daimler премия к рынку
может достигнуть 25%.
В марте источники "Ъ", близкие к "Тройке Диалог", говорили, что
компания готова продать стратегу до контрольного пакета акций
КамАЗа. Daimler в перспективе может нарастить свою долю до
контрольного, поясняет один из акционеров КамАЗа, но пока выбран
промежуточный вариант: немецкая сторона покупает 42% акций завода и
становится его крупнейшим акционером (у "Тройки Диалог" остается
12,4% акций). К продаже контроля сейчас не готовы ни российская, ни
немецкая сторона. Когда стоимость КамАЗа вырастет, "Тройка Диалог"
выйдет из его капитала и, возможно, продаст Daimler принадлежащий
ей пакет (альтернатива -- размещение его на бирже). Даже если
контроль получит Daimler, гендиректором КамАЗа останется Сергей
Когогин. С концерном уже есть договоренность о том, что с
господином Когогиным будет подписан пятилетний контракт.
Бизнес-план партнерства КамАЗа и Daimler пока не готов, поэтому не
ясно, в чем будет заключаться их партнерство. Неофициально на
КамАЗе говорят, что ждут новой кабины магистрального грузовика -- в
этом сегменте завод еще не работал. Кроме того, стороны могут
начать выпуск LCV, автобусов, двигателей и мостов. Стороны
обсуждают 11 совместных проектов, уточняет один из собеседников
"Ъ". В августе совет директоров КамАЗа намерен утвердить новую
стратегию развития завода стоимостью не менее $1,5 млрд, которая
предполагает удвоение мощностей завода. Стратегия будет
корректироваться по ходу переговоров с Daimler, говорят на
КамАЗе.
Альтернативой партнерства с КамАЗом для Daimler является
строительство собственного завода грузовиков в России, об этом
вчера сообщил сам концерн. По словам нескольких участников
авторынка, Daimler уже приобрел 200 га земли в 40 км от Москвы по
Новорижскому шоссе под создание производства, речь идет о земельном
участке без инфраструктуры (в Daimler это не комментируют).
Параметры проекта не разглашаются, но источники "Ъ" говорят, что на
этой площадке можно создать производство до 50 тыс. грузовиков в
год, то есть размером с КамАЗ. Однако Михаил Пак считает
более выгодным для Daimler партнерство с КамАЗом, поскольку концерн
сразу получит готовые производственные мощности и дилерскую сеть
завода. Возможно, Daimler решится и на партнерство, и на
собственный завод, полагает господин Пак, но в Подмосковье у
концерна "могут возникнуть проблемы с рабочей
силой".
Михаил Лямин из Банка Москвы отмечает, что в результате сделки с
Daimler "КамАЗ не получит денег на развитие". На КамАЗе говорили,
что могут финансировать инвестпрограмму за счет кредитов и
собственных средств, но ситуация на финансовом рынке сейчас не
лучшая, говорит аналитик. По его мнению, "было бы понятнее", если
бы "Тройка Диалог" и "Ростехнологии" организовали сделку с Daimler
хотя бы частично через допэмиссию акций КамАЗа, чтобы привлечь
средства для завода.
Дмитрий Ъ-Беликов