Из-за недостатка товара в аптеках
Маргарита Парфененкова
Продажи розничного подразделения аптечной сети
«36,6» продолжают падать. Если в первом квартале 2009 года снижение
составило 14%, то по итогам второго квартала выручка аптек «36,6»
снизилась на 21,4%, до 4 млрд руб. Снижение продаж сети за полгода
до 11,4 млрд руб. аналитики объясняют в том числе потерей «36,6»
основного поставщика в лице «Протека». Нехватка товаров снизила
покупательский поток в аптеках сети на 25%.
Как объяснила РБК daily директор по
корпоративным коммуникациям и связям с общественностью «36,6» Ирина
Лаврова, падение розничных продаж в первом полугодии связано с
закрытием неприбыльных аптек — за второй квартал работу прекратили
54 точки. Помимо этого в снижении показателей компания винит
падение потребительского спроса и недостаток товара на прилавках
«36,6» из-за сокращения оборотного капитала сети. Так, клиентский
трафик в аптеках «36,6» сократился во втором квартале на 25%.
«Компании нечем финансировать закупки
нового товара», — объясняет аналитик ИФК «Метрополь» Мария
Сулима. В самой компании уточнили, что количество
наименований было сокращено с 17 до 7 тыс. Аналитик ФК «Открытие»
Ирина Яроцкая добавляет, что сложности с ассортиментом у аптек
«36,6» возникли во многом из-за того, что к компании по-прежнему не
вернулся главный поставщик рынка — «Протек», на который ранее
приходилось порядка 30% ассортимента. «Ни с кем другим «36,6» не
смогла договориться, чтобы возместить потерянные объемы поставок»,
— говорит аналитик. По ее словам, потеря сетью своих покупателей
заметна также по падению сопоставимых продаж в рублях во втором
квартале на 16%, до 2,9 млрд руб.
Напомним, «Протек» прекратил работу с «36,6» в
ноябре 2008 года. Аптечная сеть просрочила платежи по дебиторской
задолженности в размере 740 млн руб., которые до сих пор полностью
не были погашены. В августе 2009 года «Протек» начал требовать
банкротства компаний, входящих в «36,6», — «ТДЕ Фармация»
(управляет аптеками «36,6» в Нижегородской области), «Аптеки 36,6
Центр» (18 аптек в Центральном федеральном округе), а также
производственного подразделения «Верофарм». Пока стороны
договорились об условиях погашения 95 млн руб. задолженности.
Контракты с поставщиками-отказниками «36,6»
частично заменила на продукцию собственных марок. В результате доля
товаров private lable в общем объеме продаж выросла до 6,9%. По
словам г-жи Яроцкой, это позволило сети нарастить во втором
квартале валовую маржу до 32,8% по сравнению с 26% годом ранее.
По мнению экспертов, аптекам «36,6» в ближайшее
время не удастся вернуть лояльное отношение покупателей. «Сейчас
компания не сможет позволить себе активных маркетинговых усилий и
увеличение расходов на рекламу», — объясняет г-жа Яроцкая. Долг
сети хотя и сократился по сравнению с первым кварталом 2009 года на
3,5%, все равно остается на высоком уровне — 4,7 млрд руб. Именно
долговая нагрузка «36,6» привела к тому, что чистый убыток компании
в первом полугодии увеличился более чем втрое, до 601,8 млн руб.
«Причина кроется в высоких расходах на обслуживание долга и потерях
от валютного курса», — отмечает г-жа Яроцкая.
В то же время эксперты указывают, что компании
удалось несколько повысить эффективность бизнеса: в розничном
сегменте показатель EBITDA улучшился на 119,2% в рублях по
сравнению со вторым кварталом прошлого года. Г-жа Яроцкая объясняет
рост показателя увеличением доли private lable и переходом на
прямые поставки с некоторыми производителями, например с
«Фармстандартом». При этом продажи в третьем квартале, по прогнозам
аналитиков, не продемонстрируют позитивной динамики.