На железной дороге впервые за время кризиса
начали расти перевозки
Алексей Охлопков
Вслед за ОАО «РЖД» ситуация с падением объемов
грузоперевозок начала восстанавливаться и в филиале компании —
Свердловской железной дороге (СвЖД). По оперативным данным СвЖД, в
мае спад грузоперевозок по отношению к прошлому году составил 13%.
В том же апреле снижение объемов грузоперевозок равнялось 18%.
Эксперты считают, что можно ожидать дальнейшего роста объемов
перевозок в летние месяцы, однако в дальнейшем ситуация все же
может измениться.
Как рассказал „Ъ“ заместитель начальника
Свердловской железной дороги по экономике и финансам Алексей
Бельский, по предварительным данным в мае объем грузовых перевозок
дороги к маю прошлого года снизился на 13%. Еще в апреле спад
грузоперевозок к прошлому году составлял 18%. «Ситуация по
грузоперевозкам улучшилась и по абсолютным показателям: если в
апреле средний объем погрузки составлял 277 тыс. тонн в сутки, то в
мае — 288 тыс. тонн», — отметил он. По словам господина Бельского,
как и в прошлые месяцы, основное падение пришлось на перевозки
строительных грузов, черной и цветной металлургии, лома черных
металлов и удобрений. «Однако показатели по перевозкам этих грузов
постепенно улучшаются. В частности, если в апреле мы перевезли лишь
35% черных металлов к прошлому году, то уже в мае этот показатель
составил 68%», — отметил он. Основную же прибыль СвЖД приносят
перевозки нефтяных грузов (составляют 25% от общего объема
перевозок дороги), объемы которых снизились к прошлому году лишь на
4%. В целом, констатирует господин Бельский, снижение объемов
грузовых перевозок СвЖД по итогам четырех месяцев составило 25%. «К
сожалению, объемы грузоперевозок на СвЖД упали больше, чем по РЖД в
целом — из-за более значительных, по сравнению с общероссийскими,
темпов падения промышленного производства в уральском регионе», —
отметил он. В пассажирском секторе снижение объемов перевозок СвЖД
пока не столь существенно (в среднем по РЖД с января по апрель с
4,5% до 13% по сравнению с прошлым годом — „Ъ“). В результате, по
данным СвЖД, выручка дороги за первые 4 месяца 2009 года снизилась
на 20%, составив 26 млрд рублей (из которых 23 млрд рублей — по
грузовым перевозкам и 2,8 млрд рублей — по пассажирским
перевозкам).
Стабилизация грузовых перевозок СвЖД совпала с
ситуацией на РЖД в целом. Как писал „Ъ“, в апреле объем грузовых
перевозок госмонополии снизился на 22,7% по сравнению с апрелем
2008 года, даже незначительно превысив мартовские показатели
(данных за май еще нет — „Ъ“). По словам аналитика ИФК
«Метрополь» Надежды Тимоховой, это неудивительно, так как спрос на
услуги железной дороги отражает текущую ситуацию в экономике в
целом, в которой отмечается некоторая стабилизация. При
этом, как отмечает глава аналитического департамента
«Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго, в ближайшие несколько месяцев
показатели грузоперевозок СвЖД могут продолжить рост — за счет
ориентированности уральского региона на металлургическое
производство. «Загрузка мощностей металлургических предприятий в
мае в среднем составила порядка 70-80%, это показывает, что заводы
к сегодняшней ситуации уже адаптировались», — отметил он. Также
предсказывает некоторый рост объемов перевозок директор
екатеринбургского филиала ОАО «Первая грузовая компания» Владимир
Черных, ожидающий в середине лета всплеска активности в
строительстве и цветной металлургии. А по словам главы
исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, роста
перевозок можно ожидать в августе в связи с наблюдающимся сейчас
ростом перевозок грузов из Китая.
Впрочем, предсказать стабильное увеличение
количества перевозок в более отдаленной перспективе эксперты пока
не берутся. «Угрозы второй волны кризиса все равно остаются и вслед
за наблюдающимся сейчас ростом нефтяных и фондовых рынков, пока не
сопровождающихся ростом российского промышленного производства,
может последовать очередной спад», — пояснил господин
Безбородов.