Новости
18  Января  2007
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ (Чита): Северо-западный вариант

Промышленное развитие соседней республики затронет интересы и Читинской области. Осенью минувшего года мы рассказали читателям о масштабном инвестиционном проекте, реализация которого способна преобразить социально-экономическую обстановку нашего региона (статья "Юго-восточный вариант", "Забайкальский рабочий" 2006, 19 октября). Речь шла о строительстве нескольких горно-обогатительных комбинатов (ГОКов) и 375-километровой железнодорожной ветки Нарын — Лугокан на юго-востоке Забайкалья. Сегодня мы рассказываем о другом крупном проекте, который условно можно назвать "северо-западным вариантом". Работая на промышленное развитие соседней Республики Бурятия, он затронет интересы и Читинской области.

Вторая попытка

Когда говорят "Забайкалье", жители Читинской области и Агинского округа обычно подразумевают свою территорию, а жители Республики Бурятия — свою. Между тем читинцы и агинчане имеют в виду Восточное Забайкалье, а население Бурятии — Западное. Именно так, чисто географически, подразделяются земли, лежащие восточнее озера Байкал до границ с Приамурьем и Дальним Востоком России. Хотя, конечно, деление достаточно условное. Мы живем по соседству. Наши интересы, словно сообщающиеся сосуды, объединяет не только география, но и экономика, история, культура. И даже когда мы говорим об экономике, не можем не вспомнить историю. …К концу 1970-х годов усилиями сибирских геологов была разведана мощная минерально-сырьевая база на северо-востоке Бурятии (по отношению к Читинской области это северо-запад). Начала освоения ждали несколько крупнейших полиметаллических месторождений.

Из досье "ЗР": Цинк — синевато-белый металл. Применяют в щелочных аккумуляторах, для защиты от коррозии (цинкование), получения многочисленных сплавов (например латуни). Соединения цинка используют для производства минеральных удобрений, вискозы, в косметике, медицине, химическом синтезе, как полупроводниковый материал. По запасам цинка Россия занимает первое место в мире, а по добыче — лишь десятое. Свинец — синевато-серый металл, тяжелый, мягкий, ковкий. Идет на пластины для аккумуляторов, оболочки электрических кабелей, аппаратуру для защиты от гамма-излучений. Соединения свинца используют для изготовления лаков и красок, в качестве полупроводника применяют для фоторезисторов. По запасам свинца Россия на четвертом месте в мире, а по его разработке — лишь на 13-м.

Однако и новые, и старые месторождения минерального сырья находились в труднодоступных местах. Их освоение и эксплуатацию сдерживало отсутствие транспортной инфраструктуры. Поэтому было принято решение построить ответвление от Транссибирской магистрали в глубь Бурятии с территории Читинской области. Плацдармом для этого наступления избрали станцию Могзон. Оттуда в 1980 году началось строительство 165-километровой железной дороги Могзон — Озерная к одному из месторождений.

Из досье "ЗР": Могзон. Название происходит от эвенкийского слова "мойсон" — черемуха. Поселок городского типа в Хилокском районе Читинской области. Железнодорожная станция на Транссибе, 6054-й км. Могзон основан в 1895 г. при строительстве ЗабЖД. В 1930-е годы становится административным центром Хилокско-Хаоцайского национального бурятского района Восточно-Сибирского края. В дальнейшем значение поселка падает. Особенно трудные времена он пережил в 1990-е годы, когда закрылись многие предприятия. Население 4,5 тыс. человек (по переписи 2002 г.).

По современным оценкам, для сооружения дороги Могзон — Озерная требуется 5-7 млрд. рублей. В то время средств для этого не нашлось. Финансирования хватило лишь на начало строительства — 25 км линии и два моста. Затем стройку заморозили. А позже стало и вовсе не до новых проектов — свести бы концы с концами. Сейчас совсем другие времена. Корпорация "Металлы Восточной Сибири" объявила о своем намерении инвестировать в строительство железной дороги Могзон — Озерная. В дальнейшем линия может продлиться отрезком Озерная — Хиагда — Новый Уоян. Тем самым, возможно, осуществится соединение Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Оно задумывалось еще в Советском Союзе три десятилетия назад при строительстве БАМа. Настало время второй попытки…

МЕТРОПОЛизация Бурятии

Давайте перенесемся из Забайкалья на шесть тысяч километров в Москву. Там в марте 1995 года создается инвестиционно-финансовая компания (ИФК) "Метрополь". Она занимается операциями на отечественном фондовом рынке, постепенно завоевывая на нем лидирующие позиции. Затем к работе с ценными бумагами добавляется деятельность по доверительному управлению средствами клиентов, финансовый консалтинг, банковский и туристический бизнес. В 2003-м ИФК "Метрополь" занимает пятую позицию в рейтинге операторов классического рынка РТС с оборотом в 517 млн. долларов. Компания становится финансовым консультантом правительств Московской области и Республики Саха (Якутия). Она разрабатывает инвестиционную стратегию этих территорий, привлекает туда средства инвесторов. Набравшись опыта работы с чужими деньгами в реализации конкретных производственных проектов, "Метрополь" приступает к осуществлению плана развития собственного промышленного направления. Для этого его взоры обращаются на восток, в Бурятию. Мы оставляем за рамками дальнейшего рассказа другие стороны многогранной деятельности ИФК "Метрополь" и концентрируем внимание на том, что непосредственно касается горнорудного комплекса Забайкалья. Информация почерпнута на официальном сайте компании и в публикациях СМИ. Нельзя не отметить, что название ИФК "Метрополь" как нельзя лучше подходит к избранной ею экономической стратегии в Восточной Сибири. Метрополия — так в Древней Греции называли город-государство по отношению к созданным им колониям и поселениям. МЕТРОПОЛизация Бурятии началась в 2004 году.

Из досье "ЗР": Озерное свинцово-цинковое месторождение. Занимает шестое место в мире по запасам этих металлов. Расположено в Еравнинском районе Республики Бурятия. Балансовые запасы полиметаллических руд утверждены в количестве 105 млн. тонн по категориям В и С1. Среднее содержание полезных компонентов в руде: 6,57 процента (цинк), 1,25 процента (свинец), 20,8 процента (пиритная сера), 0,017 процента (кадмий), 37,6 грамма на тонну (серебро).

В феврале 2004 г. компания "Техпроминвест" (дочерняя компания ИФК "Метрополь") в результате аукциона приобрела право на разработку месторождения за 55 млн. рублей.

Из досье "ЗР" Холодненское полиметаллическое месторождение. Крупнейшее в России по запасам свинца и цинка. Расположено в Северобайкальском районе Республики Бурятия в 70 км от пос. Нижнеангарск. Утвержденные запасы — 334 млн. тонн руды по категориям В+С1. В рудах содержится также кадмий, индий, селен, теллур, серебро.

В сентябре 2004 г. победителем в аукционе по разработке месторождения, заплатив около 38 млн. рублей, стало ООО "Евроинвесткомпани", представляющее интересы ИФК "Метрополь". Кроме того, дочерние компании ИФК "Метрополь" победили в аукционах на право пользования недрами Назаровского месторождения золото-сульфидно-цинковых руд (декабрь 2004 г.) и Ермаковского месторождения бериллиевых руд (февраль 2005 г.). Приобретения "Метрополя" в далеком и суровом Забайкалье поначалу вызывали сомнения у финансовых аналитиков. Они полагали, что московская фирма не стремится к реальному освоению недр, а просто наращивает капитализацию для повышения рыночной стоимости своих акций. В современной России это обычная практика, результаты которой сказываются и в Читинской области. Однако дальнейшие действия инвесторов развеяли эти сомнения. В сентябре 2005-го для оперативного управления сырьевыми проектами "Метрополя" в Бурятии было зарегистрировано ООО "Корпорация "Металлы Восточной Сибири". Ее задачи: доразведка месторождений, подготовка технико-экономических обоснований (ТЭО), строительство горно-металлургических предприятий и выпуск продукции. Устанавливаются рабочие контакты руководства ИФК "Метрополь" с региональными и федеральными властями. При встречах с президентом Республики Бурятия Леонидом Потаповым и министром экономического развития и торговли РФ Германом Грефом достигнут ряд договоренностей о развитии инвестиционной деятельности компании в регионе. Поскольку бурятские проекты ориентированы главным образом на внешний рынок, одновременно происходило их внешнеэкономическое и пропагандистское обеспечение. В марте 2005-го "Метрополь" заключил соглашение о сотрудничестве с ведущими китайскими горно-добывающими компаниями, так как именно повышение спроса на полиметаллы в КНР оживило интерес москвичей к месторождениям в Бурятии. Потребление цинка китайской промышленностью ежегодно возрастает на 20-25 процентов. В июне 2005-го в ходе девятого Петербургского международного экономического форума ИФК "Метрополь" представила проект развития своего горно-металлургического холдинга в Бурятии. Весной 2006-го компания участвовала в работе Российско-китайского экономического форума в Пекине, приуроченного к визиту в КНР Президента Владимира Путина. В июне 2006-го гендиректор ИФК "Метрополь" Михаил Слипенчук выступил с докладом на Форуме промышленников и предпринимателей государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В декабре 2006-го делегация "Метрополя" приняла участие в Международной бизнес-конференции "Россия и Китай: что ожидать, чего опасаться, как заработать" и III Российско-китайском инвестиционном форуме, которые проходили в КНР. Параллельно шла практическая работа, направленная на освоение недр Западного Забайкалья. В июле 2006-го корпорация "Металлы Восточной Сибири" объявила о начале строительства ГОКа на Озерном месторождении. В сентябре для этого было создано совместное предприятие (51 процент акций принадлежит ИФК "Метрополь", 49 процентов — шведской компании "Lundin Mining"). А несколько ранее, в мае, ОАО "Озерный ГОК" выступило соинвестором проекта строительства железной дороги "Могзон — Озерный ГОК", о которой выше уже шла речь.

Дорогу осилит идущий

Говоря о вероятном строительстве этой линии, ведомственная газета железнодорожников "Гудок" 23 ноября 2006 г. привела слова технического директора корпорации "Металлы Восточной Сибири" Сергея Спасенникова. Он считает: проект стратегической связи Транссиба и БАМа предусматривает не только разработку полиметаллических месторождений, но и промышленное освоение одного из крупнейших в мире месторождений урана.

Из досье "ЗР": Хиагдинское комплексное уран-скандий-редкоземельное месторождение. Расположено в Баунтовском районе Республики Бурятия, в 60 км от пос. Багдарин. Разведанные и прогнозируемые запасы составляют около 150 тыс. тонн урана. Опытно-промышленной разработкой месторождения способом подземного скважинного выщелачивания занимается ОАО "Хиагда". В 2005 г. добыто 25 тонн урана.

В 2007-2010 гг. планируется выход на проектную мощность (1000 тонн урана в год). ОАО "Хиагда" в мае 1997-го выделено в отдельное предприятие из ОАО "Забайкальский ГОК" (пос. Первомайский Читинской области). Входит в структуру российского производителя ядерного топлива — корпорации "ТВЭЛ", созданной на основе подразделений секретного и легендарного Минсредмаша (в его составе и Краснокаменское ОАО "ППГХО"). Департаменту капитального строительства ОАО "РЖД" проект железнодорожной ветки в Бурятии известен. Однако, по информации "Гудка", к концу прошлого года реальных планов участия ОАО "РЖД" в строительстве этой дороги не имелось. Корпорация "Металлы Восточной Сибири" ведет переговоры с Росатомом, ОАО "РЖД", Министерством экономического развития и торговли РФ о возможном долевом участии в проекте. Обсуждается и предложение привлечь средства из российского Инвестиционного фонда. Руководство Забайкальской железной дороги — филиала ОАО "РЖД", естественно, тоже в курсе дела. Начальник дороги Сергей Тимофеев, подводя итоги третьего года деятельности ОАО "РЖД" (ноябрь 2006-го) и говоря о перспективах развития железнодорожной инфраструктуры в регионе, не оставил без внимания и масштабный проект строительства железнодорожной линии Могзон — Озерный ГОК — Хиагда протяженностью 341 километр: "Проектируемая линия будет способствовать освоению месторождений, а также лесных массивов и снабжению народнохозяйственными грузами отдаленных районов Бурятии и Читинской области". По существу, в северо-западном варианте, в сооружении железной дороги Могзон — Озерный ГОК — Хиагда — Новый Уоян больше заинтересована Республика Бурятия, чем Читинская область. Тем не менее это строительство не может не затронуть интересы Читинской области. Со многих точек зрения. Например, увеличения налогооблагаемой базы, трудоустройства населения (в том числе потенциального оттока кадров), усиления экологической нагрузки. Готовиться к этому нужно заранее, взвесив все "за" и "против". Но в любом случае сильный соседний субъект Федерации лучше слабого.

Из досье "ЗР": Михаил Викторович СЛИПЕНЧУК — инициатор создания ИФК "Метрополь", ее генеральный директор с момента основания. Окончил географический факультет МГУ. Кандидат наук. Деловую карьеру начал в 1995 г. в банке "Метрополь" в качестве менеджера отдела ценных бумаг. По оценке Ассоциации менеджеров России и издательского дома "Коммерсант", входит в число 1000 самых профессиональных менеджеров страны. Член-корреспондент Международной Академии наук экологии, безопасности человека и природы по секции "Экономика". В 2005 г. стал лауреатом национальной премии "Персона года" в номинации "За привлечение инвестиций в реальный сектор экономики". Президент Фонда поддержки боевых искусств. Президент Федерации кекусин-кан каратэ-до России.

 

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.