Елена Попова
Прибыль компании упала стремительнее, чем
перевозкиОАО «ТрансКонтейнер» опубликовало итоги 2009 года по
российской системе бухгалтерского учёта (РСБУ). Выручка компании
снизилась на 19%, до 16,3 млрд руб., прибыль от продаж сократилась
на 83% – до 775 млн руб., а чистая прибыль упала на 99% – до 22 млн
руб.
Причина снижения выручки – падение объёмов перевозок грузов в
контейнерах. Как пояснили «Гудку» в ЦФТО ОАО «РЖД», объём
контейнерных перевозок в 2009 году, если считать в ДФУ, снизился на
22% по сравнению с 2008 годом, а в тоннах перевезённых грузов он
«просел» на 20%. Прогнозов на текущий год в компании пока не
делают. «Это зависит от объёмов экспорта и импорта, в начале года
эти сегменты несколько активизировались, однако в целом рынок
нестабилен, и предугадать тенденции сложно», – говорят в РЖД.
Резкое падение чистой прибыли «ТрансКонтейнера», скорее
всего, связано с тем, что снизилась рентабельность компании – на
фоне падения грузооборота она вынуждена была нести постоянные
расходы на персонал и обслуживание имеющейся техники, считает
аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Этот год, по его прогнозам,
станет для «ТрансКонтейнера» более благополучным: «Судя по тому,
как отчитываются порты, оборот контейнеров в этом году уже возрос
на 30–40%».
Заместитель начальника управления анализа долговых рынков
инвестиционного банка «Открытие» Евгений Воробьев считает, что
падение чистой прибыли на 99% не критично для имиджа
«ТрансКонтейнера»: «Для инвесторов важен другой показатель – EBITDA
– операционная прибыль, – который снизился менее заметно (на 49%. –
Ред.)». Кроме того, по его мнению, у компании достаточно комфортная
долговая нагрузка – 3 млрд руб. размещено в облигациях и ещё 1,5
млрд руб. – банковский кредит в госбанке (по неподтверждённым
данным – в Сбербанке).
Уровень долга «ТрансКонтейнера» позволяет компании и дальше
размещать облигации, считают эксперты. Компания планирует очередной
выпуск бумаг на 3 млрд руб. сроком обращения пять лет.
В целом финансовое положение компании достаточно стабильно, и планы
ОАО «РЖД» насчёт продажи в этом году 35% минус две акции
«ТрансКонтейнера» выглядят вполне реальными. ОАО «РЖД» принадлежит
85% минус одна акция «ТрансКонтейнера», около 9% акций оператора
находится у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), 6%
– у частных инвесторов.