Ирина Цырулева
Концерн перенесет производство на рынки
развивающихся стран.
Японский автоконцерн Mitsubishi Motors заявил о
намерении полностью свернуть производство своих автомобилей в
Европе к 2013 году и переориентироваться на рынки развивающихся
стран, в частности Россию. Компания стала первой, кто принял такое
радикальное решение, от других автопроизводителей эксперты подобных
шагов не ждут.
Единственное собственное предприятие
автоконцерна Mitsubishi Motors в Западной Европе — это завод NedCar
в Борне (Нидерланды), он способен выпускать около 200 тыс. моделей
Colt и Outlander в год. Производство автомобилей здесь будет
остановлено, а само предприятие автоконцерн попытается продать.
Причиной послужило падение спроса, в результате чего завод не
загружен на полную мощность, в 2011 году он произвел лишь 47 тыс.
машин. Плачевное состояние европейского производства Mitsubishi
подтверждают его операционные показатели: за период с апреля по
декабрь 2011 года европейский дивизион получен операционный убыток
в $148,9 млн.
Концерн решил переориентироваться на
развивающиеся рынки, включая строительство нового завода в Таиланде
и укрепление позиций в России и Китае. Европейский же рынок
Mitsubishi в дальнейшем намерен обеспечивать за счет ввоза
автомобилей из Японии и Таиланда. В Китае партнером компании может
стать Guangzhou Automobile Group. Компании заявили, что
планируют создать совместное предприятие к сентябрю текущего года,
его мощность запланирована на уровне 250 тыс. автомобилей в год в
течение первых пяти лет. Предполагается, что совместное предприятие
займется сборкой внедорожника Pajero.
В России в прошлом году, по данным Ассоциации
европейского бизнеса (АЕБ), Mitsubishi находился на десятом месте
по объему продаж среди иномарок: было реализовано на 63%
автомобилей больше, чем в 2010 году, — 74,1 тыс. Недавно
главный исполнительный директор официального дистрибьютора
Mitsubishi в России «Рольф Импорт» Андрей Панков говорил, что в
текущем году планируется наращивать продажи до 80 тыс. машин. По
его словам, Mitsubishi рассчитывает укрепить свои позиции на
российском рынке в сегменте внедорожников и начать продажи новой
модели кроссовера. В России Mitsubishi располагает совместным
предприятием «ПСМА Рус» с Peugeot-Citroen в Калужской области.
Производство там было запущено в апреле 2010 года в рамках
соглашения о промсборке по старым правилам: годовой выпуск машин не
менее 25 тыс. штук (по новым правилам необходимо выпускать не менее
300 тыс. машин с 60-процентной локализацией производства). Сейчас
на этом заводе Mitsubishi осуществляет крупноузловую сборку только
одной модели — кроссовера Outlander, по итогам 2011 года его
производство составило около 9 тыс. машин.
Аналитик ФГ БКС Богдан Зыков не исключает, что
Mitsubishi может рассмотреть и планы по созданию собственного
производства на территории нашей страны. Однако при
выборе развивающихся рынков автопроизводители будут смотреть в
первую очередь на Китай и Индию, считает аналитик ИФК «Метрополь»
Андрей Рожков. В период 2011–2018 годов вклад Китая в
мировой рост производства составит 40,6%, Индии — 13%, а России —
лишь 5%, отмечал в своем январском исследовании партнер и
руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной
отрасли PriceWaterHouseCoopers Стенли Рут.
Действия Mitsubishi Зыков считает логичными,
поскольку производство автомобилей в развитых европейских странах
обходится значительно дороже, чем в развивающихся. Там более
дорогая рабочая сила и жесткие требования к экологии производства,
охране труда, что серьезно отражается на себестоимости продукции.
«При этом сбыт в развитых странах стагнирует. Европейский рынок
насыщен, конкуренция очень жесткая, и желаемой динамики продаж у
Mitsubishi нет, тогда как на развивающихся рынках, в том числе в
России, напротив, наблюдается очень существенный рост, и поэтому
все крупные автоконцерны уделяют российском рынку пристальное
внимание», — отмечает эксперт.
Впрочем, массового ухода
иностранных, в частности, японских концернов из Европы вряд ли
стоит ожидать, считает Рожков. «Вероятно, такое решение могут
принять более мелкие автопроизводители, но не такие, как, например,
Toyota, у которого обширная производственная линейка», — полагает
эксперт.
http://mn.ru/business_industry/20120207/311158886.html