Новости
29  Января  2004
Ежедневная деловая газета "Ведомости"
"Альфа" выиграла... Группа Михаила Фридмана будет управлять "Шереметьево" 

Илья Хренников, Дмитрий Симаков, Андрей Лемешко

 

Михаил Фридман добился своего: управлять международным аэропортом "Шереметьево" будет "Альфа-групп". Правда, для этого компании "Альфа-Шереметьево" пришлось бороться на тендере с сильным противником - альянсом "Аэрофлота", НРБ и французской Vinci. Теперь "Альфе" предстоит непростая задача наладить отношения с главным авиаперевозчиком страны. 100% акций ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" принадлежат Минимуществу. В 2003 г. "Шереметьево" обслужило 11,5 млн пассажиров. По прогнозам менеджмента аэропорта, по итогам 2003 г. выручка "Шереметьево" составит около 3,8 млрд руб., чистая прибыль - 700 млн руб. Участвовать в тендере могла российская компания, имевшая на 1 января 2003 г. (с учетом средств учредителей) не менее 15 млрд руб. собственных средств и не менее 60 млрд руб. активов. Те же требования предъявлялись и к финансовым показателям банка, выдавшего претенденту гарантию в 1 млрд руб. на случай возможного ущерба от его действий. Финансовые показатели должны быть заверены аудитором из "большой четверки". Претендентам надлежало описать в заявках опыт компании и ее "ключевого персонала" в составлении и реализации антикризисных программ, управлении аналогичным по масштабу предприятием и реализации крупных инвестпроектов. Эти данные чиновники оценивали по 25-балльной шкале. Победителем признавалась та компания, которая наберет наибольшую сумму баллов. Президент "Альфа-групп" Михаил Фридман первым проявил серьезный интерес к "Шереметьево" в апреле прошлого года, направив премьер-министру Михаилу Касьянову просьбу отдать аэропорт в управление компании "Альфа-Эко". Но практически сразу же о похожем желании объявил и Национальный резервный банк, и правительство решило провести тендер. К тому же ряды интересующихся аэропортом пополнили АФК "Система", аргентинская Aeropuertos Argentina 2000 и группа "Ист Лайн". Условия выбора управляющей компании утвердил премьер-министр и совет директоров МАШ, и 17 ноября был объявлен тендер. Роль тендерной комиссии выполнял совет директоров "Шереметьево", состоящий из госчиновников. У компании "Альфа-Шереметьево", представляющей "Альфа-Эко", оказался только один реальный соперник - ООО "Интер-терминал" представлял консорциум "Аэрофлота" (40,05%), Национального резервного банка (40,05%) и французского строительного концерна Vinci. Заявки ООО "Спецпроектинвест", представлявшего Межпромбанк и "Ингосстрах", и фирмы ЗАО "Управляющая компания "Имбера", представлявшей интересы некоторых акционеров банка "ЦентроКредит" и близких к ним компаний, совет директоров "Шереметьево" отклонил. Как сообщили чиновники, "Имбера" не смогла предоставить выписки из банка с указанием оборотов по расчетным счетам претендента или его участников. Кроме того, размер ее уставного капитала не дотянул до требуемых 55 млн руб. А заявка "Спецпроектинвеста" отклонена из-за того, что активы Межпромбанка на 31 декабря 2002 г. были менее 60 млрд руб. - всего 46,8 млрд руб. Компании не помогло даже решение мирового судьи Дзержинского районного суда Новосибирска, обязавшего совет директоров "Шереметьево" допустить "Спецпроектинвест" к конкурсу. Как объяснил председатель совета директоров замминистра экономразвития Юрий Исаев, совет вчера подал апелляцию на решение новосибирского судьи и поэтому заявку "Спецпроектинвеста" не рассматривал. "Юридически наша позиция безупречна", - уверен Исаев. На определение победителя у девятерых чиновников вчера ушло полтора часа. "Альфа-Шереметьево", по словам Исаева, набрало 595 баллов из 900 возможных, а "Интер-терминал" - 528. Он отказался говорить, как распределились баллы претендентов по критериям и как именно голосовали чиновники. Но один из членов совета пояснил "Ведомостям", что "Альфа-Шереметьево" получила небольшое преимущество по каждому из критериев. "Видимо, опыт "Альфа-групп" в приватизации госсобственности перевесил опыт аэропортовой деятельности, который есть у нас и наших партнеров", - иронизирует член совета директоров "Аэрофлота" Лев Кошляков. "Это совершенно честная и справедливая победа, - уверен гендиректор "Альфа-Шереметьево" Игорь Барановский. - Мы очень серьезно готовились к конкурсу и по всем критериям превосходили конкурентов". Впрочем, "засучив рукава, входить в ситуацию и исправлять ее" компания начнет после утверждения итогов конкурса, говорит Барановский. По словам Исаева, договор с победителем должно утвердить собрание акционеров "Шереметьево", которое правительство созовет в ближайшее время. Межпромбанк пока не решил, оспаривать ли итоги тендера, говорит руководитель пресс-службы банка Филипп Ильин-Адаев. Но он утверждает, что ни банк, ни его структуры не причастны к разбирательству в новосибирском суде. А проигравшая компания не будет оспаривать итоги тендера. "Мы считаем неэтичным судиться с правительством, - заявил основной владелец НРБ и член совета директоров "Аэрофлота" Александр Лебедев, - хотя правительство сделало нам [акционерам "Аэрофлота"] подножку. Нет ничего вреднее, чем лишить ведущую авиакомпанию базового аэропорта". По словам Барановского, цель "Альфы" - превратить "Шереметьево" в аэропорт европейского класса А. Но оппоненты в это не верят. "Их [" Альфы"] главная цель - извлекать любым способом прибыль, в первую очередь за счет базирующихся в аэропорту авиакомпаний", - говорит Лебедев. "Надеюсь, они не будут добиваться своих целей, приглашая много чартерных перевозчиков и увеличивая тарифы для авиакомпаний", - добавляет Кошляков. "Основная задача выполнена - аэропорт перешел в частные руки, и у него появилась возможность избавиться от тех проблем, которые он испытывал, находясь в руках государства", - говорит аналитик "Метрополя" Денис Нуштаев. Он полагает, что "Аэрофлот" и "Альфа-Шереметьево" смогут найти общий язык по поводу строительства нового терминала, а частный управляющий сумеет "поднять аэропорт до уровня "Домодедово" или даже выше". "Аэрофлот" же, по мнению Нуштаева, от этого только выиграет. Аналитик "Проспекта" Алексей Зайцев считает, что победа альянса "Аэрофлота" и НРБ была бы более логичной - для них это профильный бизнес. А перевес "Альфы", по его мнению, отражает ее большие лоббистские возможности. Но с другой стороны, передача "Шереметьево" в управление "Аэрофлоту" противоречила бы политике Минтранса по разделению авиакомпаний и аэропортов, напоминает аналитик.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.