"Альфа" выиграла... Группа Михаила Фридмана будет
управлять "Шереметьево"
Илья Хренников, Дмитрий Симаков, Андрей
Лемешко
Михаил Фридман добился своего: управлять
международным аэропортом "Шереметьево" будет "Альфа-групп". Правда,
для этого компании "Альфа-Шереметьево" пришлось бороться на тендере
с сильным противником - альянсом "Аэрофлота", НРБ и французской
Vinci. Теперь "Альфе" предстоит непростая задача наладить отношения
с главным авиаперевозчиком страны. 100% акций ОАО "Международный
аэропорт "Шереметьево" принадлежат Минимуществу. В 2003 г.
"Шереметьево" обслужило 11,5 млн пассажиров. По прогнозам
менеджмента аэропорта, по итогам 2003 г. выручка "Шереметьево"
составит около 3,8 млрд руб., чистая прибыль - 700 млн руб.
Участвовать в тендере могла российская компания, имевшая на 1
января 2003 г. (с учетом средств учредителей) не менее 15 млрд руб.
собственных средств и не менее 60 млрд руб. активов. Те же
требования предъявлялись и к финансовым показателям банка,
выдавшего претенденту гарантию в 1 млрд руб. на случай возможного
ущерба от его действий. Финансовые показатели должны быть заверены
аудитором из "большой четверки". Претендентам надлежало описать в
заявках опыт компании и ее "ключевого персонала" в составлении и
реализации антикризисных программ, управлении аналогичным по
масштабу предприятием и реализации крупных инвестпроектов. Эти
данные чиновники оценивали по 25-балльной шкале. Победителем
признавалась та компания, которая наберет наибольшую сумму баллов.
Президент "Альфа-групп" Михаил Фридман первым проявил серьезный
интерес к "Шереметьево" в апреле прошлого года, направив
премьер-министру Михаилу Касьянову просьбу отдать аэропорт в
управление компании "Альфа-Эко". Но практически сразу же о похожем
желании объявил и Национальный резервный банк, и правительство
решило провести тендер. К тому же ряды интересующихся аэропортом
пополнили АФК "Система", аргентинская Aeropuertos Argentina 2000 и
группа "Ист Лайн". Условия выбора управляющей компании утвердил
премьер-министр и совет директоров МАШ, и 17 ноября был объявлен
тендер. Роль тендерной комиссии выполнял совет директоров
"Шереметьево", состоящий из госчиновников. У компании
"Альфа-Шереметьево", представляющей "Альфа-Эко", оказался только
один реальный соперник - ООО "Интер-терминал" представлял
консорциум "Аэрофлота" (40,05%), Национального резервного банка
(40,05%) и французского строительного концерна Vinci. Заявки ООО
"Спецпроектинвест", представлявшего Межпромбанк и "Ингосстрах", и
фирмы ЗАО "Управляющая компания "Имбера", представлявшей интересы
некоторых акционеров банка "ЦентроКредит" и близких к ним компаний,
совет директоров "Шереметьево" отклонил. Как сообщили чиновники,
"Имбера" не смогла предоставить выписки из банка с указанием
оборотов по расчетным счетам претендента или его участников. Кроме
того, размер ее уставного капитала не дотянул до требуемых 55 млн
руб. А заявка "Спецпроектинвеста" отклонена из-за того, что активы
Межпромбанка на 31 декабря 2002 г. были менее 60 млрд руб. - всего
46,8 млрд руб. Компании не помогло даже решение мирового судьи
Дзержинского районного суда Новосибирска, обязавшего совет
директоров "Шереметьево" допустить "Спецпроектинвест" к конкурсу.
Как объяснил председатель совета директоров замминистра
экономразвития Юрий Исаев, совет вчера подал апелляцию на решение
новосибирского судьи и поэтому заявку "Спецпроектинвеста" не
рассматривал. "Юридически наша позиция безупречна", - уверен Исаев.
На определение победителя у девятерых чиновников вчера ушло полтора
часа. "Альфа-Шереметьево", по словам Исаева, набрало 595 баллов из
900 возможных, а "Интер-терминал" - 528. Он отказался говорить, как
распределились баллы претендентов по критериям и как именно
голосовали чиновники. Но один из членов совета пояснил
"Ведомостям", что "Альфа-Шереметьево" получила небольшое
преимущество по каждому из критериев. "Видимо, опыт "Альфа-групп" в
приватизации госсобственности перевесил опыт аэропортовой
деятельности, который есть у нас и наших партнеров", - иронизирует
член совета директоров "Аэрофлота" Лев Кошляков. "Это совершенно
честная и справедливая победа, - уверен гендиректор
"Альфа-Шереметьево" Игорь Барановский. - Мы очень серьезно
готовились к конкурсу и по всем критериям превосходили
конкурентов". Впрочем, "засучив рукава, входить в ситуацию и
исправлять ее" компания начнет после утверждения итогов конкурса,
говорит Барановский. По словам Исаева, договор с победителем должно
утвердить собрание акционеров "Шереметьево", которое правительство
созовет в ближайшее время. Межпромбанк пока не решил, оспаривать ли
итоги тендера, говорит руководитель пресс-службы банка Филипп
Ильин-Адаев. Но он утверждает, что ни банк, ни его структуры не
причастны к разбирательству в новосибирском суде. А проигравшая
компания не будет оспаривать итоги тендера. "Мы считаем неэтичным
судиться с правительством, - заявил основной владелец НРБ и член
совета директоров "Аэрофлота" Александр Лебедев, - хотя
правительство сделало нам [акционерам "Аэрофлота"] подножку. Нет
ничего вреднее, чем лишить ведущую авиакомпанию базового
аэропорта". По словам Барановского, цель "Альфы" - превратить
"Шереметьево" в аэропорт европейского класса А. Но оппоненты в это
не верят. "Их [" Альфы"] главная цель - извлекать любым способом
прибыль, в первую очередь за счет базирующихся в аэропорту
авиакомпаний", - говорит Лебедев. "Надеюсь, они не будут добиваться
своих целей, приглашая много чартерных перевозчиков и увеличивая
тарифы для авиакомпаний", - добавляет Кошляков. "Основная задача
выполнена - аэропорт перешел в частные руки, и у него появилась
возможность избавиться от тех проблем, которые он испытывал,
находясь в руках государства", - говорит аналитик "Метрополя" Денис
Нуштаев. Он полагает, что "Аэрофлот" и "Альфа-Шереметьево" смогут
найти общий язык по поводу строительства нового терминала, а
частный управляющий сумеет "поднять аэропорт до уровня "Домодедово"
или даже выше". "Аэрофлот" же, по мнению Нуштаева, от этого только
выиграет. Аналитик "Проспекта" Алексей Зайцев считает, что победа
альянса "Аэрофлота" и НРБ была бы более логичной - для них это
профильный бизнес. А перевес "Альфы", по его мнению, отражает ее
большие лоббистские возможности. Но с другой стороны, передача
"Шереметьево" в управление "Аэрофлоту" противоречила бы политике
Минтранса по разделению авиакомпаний и аэропортов, напоминает
аналитик.