Мобильная информация Становится самым динамичным сегментом рынка
связи
Услуги так называемых контент-провайдеров, обеспечивающих
пользователей мобильной связи информационными голосовыми
сообщениями, а также SMS- и MMS-услугами, становятся все более
востребованными. По оценке аналитической компании J'son &
Partners, объем этого рынка в 2003 г. вырос более чем в 2,5 раза,
составив почти $100 млн. Более 30 российских провайдеров
предоставляют контент для более чем 4 млн пользователей. По оценкам
J'son & Partners, они предлагают примерно 240 различных услуг,
при этом 58% - это информация (справки, консультации) , 18% -
новости, 15% - развлечения, 9% - игры. Общий объем рынка составил в
2003 г. $98 млн, из которых около $50 млн приходится на услуги на
основе технологии SMS, $45 млн - на голосовой контент, $100 000 -
на MMS, $3,5 млн - на WAP. На долю компаний МТС, "ВымпелКом" и
"МегаФон" в конце 2003 г. приходилось 92% российского рынка
дополнительных услуг при том, что их абонентская база составляет
около 80% от общероссийской. Наиболее известные из компаний,
предоставляющих мобильный контент, - питерские SPN Digital
(торговая марка "Ревком") и "Инфон", а также интегрированная в
"ВымпелКом" структура "БиОнЛайн". Среди иностранных поставщиков
контента сами операторы выделяют финскую компанию Jippii,
специализирующуюся на предоставлении картинок и мелодий. Наибольшее
распространение мобильный контент получил в Санкт-Петербурге,
Новосибирске и Москве. По прогнозам J'son & Partners, к концу
года численность контент-провайдеров увеличится до 80, а доходы от
услуг в 2004 г. вырастут до $230 млн. Операторы сотовой связи
соглашаются, что за контент-услугами большое будущее.
"Информационные услуги у нас находятся на первом месте среди
дополнительных услуг по темпам роста. За год их доля в доходах от
дополнительных услуг удвоилась и сейчас составляет 20% ", -
рассказывает директор "ВымпелКома" по связям с общественностью
Михаил Умаров. "В России, как и на Западе, появится много небольших
контент-провайдеров, которые будут оказывать информационные услуги
определенным группам пользователей, и роль оператора в их раскрутке
станет незначительной", - прогнозирует директор МТС по внешним
связям Андрей Брагинский. Операторы считают, что контент-услуги
вскоре станут основным инструментом в их конкурентной борьбе. "По
мере насыщения рынка сотовой связи и замедления роста абонентской
базы именно в контент-услугах и будут соперничать операторы", -
говорит советник гендиректора московского филиала "МегаФона" Роман
Проколов. "Развитие дополнительных услуг
является практически единственным способом повышения ARPU (доход на
абонента) без значительного увеличения затрат на абонента", -
добавляет аналитик "Метрополя" Дмитрий Касьяненко. Наиболее
популярными услугами мобильного контента в нашей стране являются
заказы мелодий, логотипов и игры. "За год мы фактически в 10 раз
увеличили аудиторию, и у нас сейчас более 1 млн зарегистрированных
пользователей", - говорит Александр Забара, руководитель службы PR
и рекламы компании - производителя мобильных игр Nikita
Interactive. Он считает наиболее перспективным направлением игры на
основе технологии JAVA, позволяющей получать на мобильный телефон
аналог компьютерный игры в миниатюре. Забара также отмечает
огромный спрос на услугу "SMS-знакомства". Интерес к российским
играм появился даже у зарубежных операторов - так, новосибирский
провайдер Shamrock games начал поставку своих SMS-игр в Израиль.
Гендиректор контент-провайдера "Солво интернешнл" Леонид Арбатман
прогнозирует увеличение удельной доли MMS-сервисов и рост
популярности интерактивных услуг - таких, как "Знакомства" и "Чат".
"Наша компания видит российский рынок наиболее перспективным на
ближайшее время", - отмечает Арбатман. Аналитики говорят о
перспективах российского рынка более осторожно. "Взрывообразный
рост спроса на новые услуги обычно наступает после того, как ими
заинтересуется 10% абонентов. На наш взгляд, в России такое
проникновение мультимедийных услуг будет достигнуто не ранее 2007
г. ", - полагает аналитик "Атона" Надежда Голубева.