Александра Качалова
Жаркая борьба за покупку половины мирового
автопроизводителя Opel вошла в завершающую стадию. Один лот, три
претендента: китайская компания China's Beijing Automotive Industry
Corp., бельгийская компания RHJ International SA и консорциум из
канадской Magna и российского Сбербанка. Все они не скупятся на
цену, готовы идти на условия продавца, то есть General Motors (GM),
но при этом каждый гнет свою линию. Но, похоже, что у
российско-канадского консорциума больше шансов на победу, ведь его
предложение поддерживает канцлер Германии Ангела Меркель. Она
считает предложение Magna и Сбербанка самым надежным. Можно было бы
заранее порадоваться, но... в технологическом плане российский
автопром вряд ли как-то выиграет от потенциальной покупки.
Вероятно, он ее даже не почувствует.
Информация о том, что Сбербанк претендует на
акции Opel впервые появилась в начале июня. Тогда речь шла о том,
что Сбербанку достанутся 35% акций, Magna - 20%, 10% раздадут
работникам Opel, а 35% останутся у GM. Сбербанк заявлял о том, что
эта покупка должна помочь модернизации российского автопрома,
например, выпуск Opel может быть организован на Горьковском
автозаводе. Тогда же говорилось, что пакет в 55% акций обойдется в
100 млн евро, и еще 400 млн евро Magna и Сбербанк предоставят в
виде беспроцентного кредита.
Сейчас планы иные. Согласно новому предложению, Magna и
Сбербанку будет принадлежать по 27,5%, General Motors технически
останется крупнейшим акционером Opel, владея 35% акций, а работники
Opel получат 10% акций. "GM, на мой взгляд, хотел бы оставаться
мажоритарным акционером, возможно, поэтому Сбербанк пошел на
сокращение своей доли", - объясняет аналитик ИФК "Метрополь" Михаил
Пак, почему изменилось предложение. И не факт, что GM выберет
именно его. Другой претендент – бельгийская компания
RHJI - предлагает сохранить все заводы автоконцерна в
Германии. Кроме того, план реструктуризации предприятия,
разработанный RHJI, предусматривает госгарантии в размере 3,8 млрд
евро, что почти на 1 млрд евро меньше суммы госгарантий, на которые
рассчитывает Magna в случае приобретения Opel.
Третий претендент – китайский концерн BAIC, который предлагает
больше всего денег. Несмотря на это, аналитики склонны считать, что
именно у китайцев меньше всего шансов купить акции Opel.
"Большинство производителей из ЕС, США не хотят делиться
технологиями с китайцами, потому что те в перспективе составят
очень высокую конкуренцию. Если сейчас китайцы предлагают самые
выгодные условия по финансированию, то в долгосрочной перспективе
производители рискуют получить мощного конкурента", - полагает
Михаил Пак.
Аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Кипа, в свою очередь, отмечает,
что вопрос стоит не столько в деньгах, сколько во
взаимоотношениях с профсоюзными организациями и правительством
Германии. "Китайцы уже приобретали несколько известных марок для
того, чтобы выпускать под ними свой ширпотреб и поставлять на
юго-восточные и азиатские рынки. Правительство Германии понимает
все угрозы: сокращения работников будут более значимые, чем при
другом покупателе. Поэтому предпочтение будет отдано не тому, кто
даст больше денег, а тому, кто предложит наиболее адекватный путь
вывода компании из кризиса. Думаю, что китайцы не в состоянии
предоставить привлекательное предложение", - считает Дмитрий
Кипа.
Таким образом, как считают эксперты, главные претенденты – Magna
плюс Сбербанк и RHJI. И хотя российско-канадский консорциум
считается сильнее, кому в итоге достанутся акции Opel, предсказать
никто не берется.
"Объективнее сильнее альянс Сбербанка и Magna, Германия
заинтересована в развитии партнерских отношений с Россией, которая
поставляет энергоресурсы. С точки зрения бельгийцев, это
инвестиционная покупка, они не скрывают, что хотят в тяжелое время
войти в перспективные и привлекательные сегменты рынка. Но сложно
сказать, каким будет результат", - отмечает аналитик ИК "Проспект".
С другой стороны, по словам Михаила Пака, у бельгийской компании
есть преимущество в том, что впоследствии она готова продать свою
долю, а GM говорил о том, что хочет выкупить Opel обратно. Впрочем,
и Сбербанк не исключал продажи доли Opel впоследствии.
Все-таки, если предположить, что Opel достанется Magna и
Сбербанку, поможет ли это модернизировать российский автопром? По
сообщениям СМИ, которые ссылались на источники, близкие к
переговорам, консорциум рассчитывает на интеллектуальную
собственность, но инициатором этого, судя по всему, является именно
Magna. Она хочет получить право продавать автомобили Opel под
собственным брендом, вносить любые изменения в их конструкцию и
копировать отдельные технические решения при создании новых
моделей.
"Российские машиностроительные предприятия в сделке никак не
участвуют. Максимум, что возможно, если все стороны сговорятся,
сборка некоторых моделей Opel на мощностях "ГАЗа". Magna не для
того хочет приобрести активы, чтобы потом кому-либо передать.
Российские заводы, максимум, будут выполнять функцию сборочных
производств. Никаких изменений/дополнений внести не смогут", -
заявил Накануне.RU аналитик ИК "Финам" Дмитрий Баранов.
Аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак, напротив, считает,
что если Magna и Сбербанк получат контроль над Opel, это может
привести к прогрессу в области развития автокомпонентов в России,
поскольку канадская компания тогда построит в России несколько
заводов по производству комплектующих. А Сбербанк впоследствии
сможет продать свою долю кому-либо из российских машиностроителей.
Например, Группе "ГАЗ". Правда, сейчас она не в том положении,
чтобы загадывать так далеко о покупках.
Аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Кипа прямой выгоды для
российского машиностроения от покупки Opel не видит, за исключением
того, что можно привлечь компанию к созданию совместного проекта,
например, на мощностях "ГАЗа". "Основная идея здесь в доступе
России к клубу хороших производителей. Серьезной технологической
помощи не получится, а вот для Сбербанка иметь в активе долю Opel,
если он будет приносить прибыль, неплохо", - подчеркивает Дмитрий
Кипа.
Теоретически те деньги, которые Сбербанк планирует потратить на
покупку акций Opel, можно было бы направить на поддержку
российского автопрома. Но, как показала практика, в тот же
"АвтоВАЗ" периодически вкладываются значительные средства, а толку
от этого немного. Деньги исчезают, будто в "черной дыре".
"Инвестиции делаются туда, где есть возможность контролировать
деньги и можно рассчитывать на прибыль. Появилась уникальная
возможность купить Opel. Инвестиция может окупиться, потому что это
мировая марка, эти автомобили пользуются спросом. Это самая хорошая
инвестиция, которая возможна", - уверен аналитик ИК "Финам" Дмитрий
Баранов.