Автоконцерны не продлили контракты с
дилером
Ирина Ъ-Парфентьева, Дмитрий
Ъ-Беликов
Как стало известно "Ъ", дилерские соглашения с
группой "Элекс-Полюс" (на 51% принадлежит АвтоВАЗу) на 2009 год
пока не продлили СОК (автомобили "Иж", Kia), "Соллерс" (Fiat, УАЗ),
ГАЗ, ТагАЗ (Hyundai) и UZ-Daewoo. Автодилер утверждает, что не
готов согласиться на новые условия концернов -- в некоторых случаях
100-процентную предоплату и докризисный объем поставок. Поэтому
"Элекс-Полюс" может стать монобрендовой сетью, продающей только
Lada.
О том, что "Элекс-Полюсу" до сих пор не удалось
продлить на 2009 год большинство контрактов с производителями, "Ъ"
рассказали два других дилера. "Фактически с 1 января "Элекс-Полюс"
может потерять статус мультибрендовой сети и останется только с
контрактом "материнского" АвтоВАЗа",-- утверждает один из
собеседников "Ъ".
Представители группы СОК (производит "Иж" и
импортирует Kia Motors), "Соллерса" (Fiat, УАЗ) и концерна ГАЗ, а
также источник, близкий к ТагАЗу (Hyundai), подтвердили, что с
"Элекс-Полюсом" контракты на 2009 год пока не заключены. "Обычно
годовые дилерские соглашения подписываются до конца ноября --
начала декабря, после чего концерны формируют заявки по
производству на следующий год",-- пояснил представитель одного из
производителей.
Совладелец "Элекс-Полюса" Игорь Лисютин уточнил,
на текущий момент дилерское соглашение подписано только с
АвтоВАЗом. Представители концерна подтвердили, что контракт
следующего года соответствует прежним объемам поставок: на
"Элекс-Полюс" приходится около 8-10% всех продаж АвтоВАЗа (в
среднем 4-5 тыс. автомобилей в месяц). "Как и все участники
автомобильного рынка, мы столкнулись с тем, что концерны сейчас
готовы работать только на условиях предоплаты и при сохранении
прежних объемов, что невыгодно дилерам с учетом общего падения
рынка. Со всеми производителями сейчас ведутся переговоры о новых
условиях работы. Вероятно, что от некоторых контрактов нам
действительно придется отказаться",-- пояснил господин Лисютин.
Группа компаний "Элекс-Полюс" является
официальным дилером автомобилей Lada, "ГАЗ", "УАЗ", "Иж", Sens,
Daewoo, Kia, Hyundai, Isuzu, Fiat. У нее 24 центра в Москве,
Петербурге, Тольятти, Уфе, Екатеринбурге, Челябинске, Нижнем
Новгороде и Ульяновске. 49% головного ООО "Элекс-Полюс" принадлежит
Игорю Лисютину. Выручка в 2007 году -- $570-630 млн.
Основную ставку, по словам господина Лисютина, в
следующем году "Элекс-Полюс" будет делать на продукцию АвтоВАЗа --
сейчас она занимает около 70% в выручке дилера. "Внутреннее
производство сейчас защищено от курсовых изменений, поэтому на фоне
увеличения стоимости иностранных автомобилей и перехода
потребителей к экономичным машинам в следующем году можно ожидать
увеличения объемов продаж АвтоВАЗа",-- добавил он. По данным отчета
"Инком-Лады" за второй квартал 2008 года, по продажам автомобилей
АвтоВАЗа в Москве и Московской области "Элекс-Полюс" занимал второе
место, или 15% рынка (крупнейший продавец "Инком-Авто" занимал
18%), по "ГАЗу" -- 5%, по Daewoo -- 10%, по Hyundai -- 3%, по
"УАЗу" -- 16%, по Fiat -- 6%.
Но аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак
сомневается, что даже с учетом увеличения таможенных пошлин на
иномарки и переходом спроса в сегмент экономичных автомобилей
монобрендовая сеть с продукцией АвтоВАЗа будет
востребована. "С учетом того, что комплектующие для Lada
очень дешевые и доступны потребителям на нелегальном рынке, маржа
дилера в обслуживании этой марки в четыре раза ниже, чем на других
автомобилях",-- констатирует президент "Фаворит-Моторс" Владимир
Попов.