Московский городской музей
ретро-автомобилей получил в дар коллекцию уникальных машин
«Москвич»
Дмитрий Семенов
Отныне в столичном Музее
ретроавтомобилей, что на Рогожском Валу, размещается и достояние
завода АЗЛК. Или «Москвич», кому как привычнее. 75 лет
существования… С 1931 по 2006-й. Полтора десятка моделей, в два-три
раза больше концептов, которые так и не увидели свет. Если бы
увидели, может быть, история московского автомобилестроения вообще
и судьба завода в частности сложились бы иначе.
Сегодня – спасибо правительству Москвы и ГК «Метрополь» – познакомиться с достоянием отечественной
автомобильной истории могут все желающие. Правительству столицы
спасибо за то, что в городе вообще появился такой музей, ГК
«Метрополь» – за то, что, приобретя все, что осталось от
обанкротившегося предприятия, бизнесмены по-доброму отнеслись к его
наследию, преподнеся его в дар Москве.
Итак, начнем экскурсию?
ВотFord A 20-х годов прошлого
века: именно с этого авто началась история «Москвича», который
тогда назывался Московским автосборочным заводом имени КИМ
(Коммунистического интернационала молодежи). Интересно то, что КИМ
был… филиалом строившегося тогда ГАЗа: в Москве из машинокомплектов
собирали готовые «ашки» – сегодня это назвали бы отверточной
сборкой. В 1939 году завод стал самостоятельным предприятием,
«заточенным» под выпуск собственной модели КИМ-10, но дальнейшему
развитию помешала война.
Второй запуск завода – в августе 1945-го, когда было принято
постановление о восстановлении автопроизводства в Москве.
Возвращать оборудование из эвакуации не стали: в цехах установили
станки и сборочные линии опелевского завода из Руссельхайма. Никого
не остановило то, что все это было изношено еще до войны. Зато
первый из «Москвичей», 400-й, – настоящий Opel Kadett 1938 года.
Завод выпускал его почти 10 лет, хотя, несмотря на все усилия,
движок модели оставался маломощным: максимум 45 «лошадей».
А первым настоящим «Москвичом» можно считать 407-й – у машины
появились новый двигатель и новая коробка передач.
А следующий, 408-й «Москвич», снялся в «Зеленом огоньке». К слову:
автомобиль этой модели, сошедший с конвейера 18 мая 1967 года, стал
миллионным авто в истории завода с 1946 года. Миллион машин за два
десятка лет… Темпы автомобилизации страны не впечатляли.
Спортивным триумфом предприятия стал, естественно, «Москвич-412»:
на нем в 70-е годы команда завода заняла немало призовых
мест.
Кстати, сам момент передачи коллекции в дар городу приурочен к
одной из побед на мировом чемпионате 1974 года…
Но, разумеется, в конструкторском бюро люди тоже не просто так
штаны просиживали. Вот – так бы сейчас сказали – три концепт-кара:
модели 356, С1 и С3, все – начала 70-х. Выглядят вполне на мировом
уровне, между прочим. Особенно С3. Ее могли поставить на конвейер
уже в 77-м, и это был бы поворотный момент в истории АЗЛК…
Но в те годы во главе угла стоял ВАЗ: конкуренцию ему старались не
создавать. А потому те, кто курировал автопром сверху, дали
заводчанам команду «отставить». И настоятельно «предложили»
обратить внимание на французскую модель Simca-1308. Так появился
«Москвич-2141» – последняя массовая модель в истории завода,
получившаяся «сырой».
Поняв, что в правительстве ставят на передний привод, конструкторы
создали целый ряд неплохих концептов. Вот «Истра» – разработка
1985–88 годов – могла стать на конвейер в 1991-м.
Дизельный двигатель, поднимающиеся кверху двери, расход топлива в
пределах 3,5 литра на 100 км. И главное – предусмотрена возможность
выведения данных приборной панели на лобовое стекло! Еще и сейчас,
в начале XXI века, это до сих пор опция, доступная далеко не на
всех западных моделях.
Или вот «Алеко». Как многие помнят, так назвали рестайлинговый
2141-й, который владельцы сразу переименовали в «Калеку». Однако
«Алеко» должен был называться «Москвич-2143» (тоже разработка
середины 80-х) – перспективная модель с частичным остеклением
дверей.
Даже ходовые макеты были готовы, но модель сочли – интересно, кто?
– неперспективной…
Есть в музее даже наработки по отечественным минивэнам, например
модель «Арбат»: пространственная алюминиевая рама, обвешанная
пластиковыми панелями. Ее «нарисовали», когдаRenault Espacе еще не сходил с конвейера. Или
микроавтобус, который мог бы выпускаться даже в Братиславе. Не
пошло: Советский Союз и блок Варшавского договора уже развалились…
А вскоре развалился и был признан банкротом и сам «Москвич». И все,
что от него осталось нам на память, – тысячи еще ездящих
«Москвичей» разных поколений и 38 экспонатов музея. Это своего рода
памятник. Памятник нашим успехам и нашей безалаберности. Ведь как
сказал один из старейших работников завода, присутствовавший на
церемонии передачи коллекции, «если бы 412-й «Москвич» правильно
собирали, это был бы отличный автомобиль».
Никто в этом и не сомневался. Осталось ответить на вопрос: а что
мешало «правильно собирать»?..
Ведь если б все было «правильно», может, и «Москвич» стал бы
достоянием истории куда позже.