Алан Хурумов
Следом за иностранными производителями легковых
автомобилей в Россию устремились компании, выпускающие коммерческие
машины. Пока речь идет об азиатских компаниях: вслед за Hyundai,
сборку грузовиков Isuzu намерена начать «Северсталь-авто». Эксперты
считают, что это — беспроигрышное направление для отечественных
сборщиков иномарок. «Северсталь-авто» продолжает размещать на своих
мощностях иностранные сборочные производства. Следом за легковыми
моделями SsangYong и Fiat на заводе микролитражных автомобилей
(ЗМА), на мощностях УАЗа планируется производить грузовики Isuzu —
среднетоннажный (грузоподъемность 5 тонн) NQR 71 и тяжелый CXZ 51
(20 тонн). Производство должно стартовать уже в середине текущего
года. Как заявили в пресс-службе «Северсталь-авто», сборочное
производство будет размещено на базе цеха малых серий УАЗа, с
конвейеров которого сходили такие мелкосерийные модификации как
УАЗ-3159 («Барс») и УАЗ 3162 («Симбир»). «В течение трех лет мы
планируем выйти на мощность 6 тыс. автомобилей — по 3 тыс. каждой
модели»,— сказал представитель компании. Сколько планируется
произвести грузовиков в 2006 году, в пресс-службе не сообщают,
равно как не раскрывают стоимость российских Isuzu и объем
инвестиций, отмечая, что он будет «незначительным». По словам
аналитика «Центр Инвест» Геннадия Суханова, речь может идти о
нескольких десятках миллионов долларов. При этом на выходе, считает
он, среднетоннажник будет стоить около $20 тыс., а тяжелый
грузовик— примерно $70 тыс. «Мы выбрали Isuzu, потому что это один
из мировых лидеров по производству коммерческих автомобилей. У них
широкая и интересная линейка, конкурентные ценовые предложения. На
примере подержанной техники мы видим, что эти автомобили пользуются
в России популярностью»,— говорят в «Северсталь-авто», отмечая, что
среднетоннажные автомобили интересны потребительскому сектору, в
частности предприятиям, обслуживающим розничные сети. А более
тяжелая модель будет ориентирована на строительный сектор. В
пресс-службе считают, что у среднетоннажных автомобилей в России
практически не будет конкурентов, благодаря «дизельному двигателю,
качественно-техническим характеристикам автомобилей и их
эксплутационному ресурсу». Российские производители грузовиков тоже
не особенно опасаются конкуренции. «С собираемыми на ТагАЗе легким
грузовиком Hyundai Porter Isuzu конкурировать не будет Что же до
РЗГА (им, как и ТагАЗом, владеет ФПГ „Донинвест”.— „Бизнес”), то у
них речь идет в первую очередь об автобусах и тягачах»,— говорят в
пресс-службе Таганрогского автозавода. «Мы приветствуем любую
конкуренцию, потому что она на руку потребителю,— утверждают
представители другого российского производителя грузовиков —
КамАЗа.— Мы производим автомобили близкого тоннажа, но это не наш
основной сегмент, поэтому конкуренции опасаться не приходится». В
сложившихся обстоятельствах конкуренцию «Северсталь-авто» в России
может составить разве что АМО ЗИЛ. «Пятитонные грузовики — это наша
ниша»,— соглашается главный конструктор завода Евгений Рыбин.
Однако, по его словам, спрос на грузовики в России высокий и места
на рынке хватит всем. На ЗИЛе также отметили, что предприятие
готовит к выходу на рынок новую модель в этом сегменте— ЗИЛ 4362 С0
грузоподъемностью 4,5 тонны. По словам представителя компании,
вывод модели на промышленные объемы может состоятся и в 2006 году,
а значит у «Северсталь-авто» появится реальный конкурент. Эксперты
говорят, что «Северсталь-авто» на этот раз обратила взгляд на
беспроигрышный сегмент рынка автомобилей. «Это направление очень
востребовано,— говорит Геннадий Суханов из „Центр Инвест”.— Сегмент
автомобилей грузоподъемностью 6-10 тонн будет расти минимум на 10%
в год». А по словам аналитика ИК «Финам» Натальи Кочешковой,
средний рост по рынку всех грузовиков в 2005-2011 годах составит
3,2%. «Хороших грузовиков на нашем рынке не так уж и много —
„Северсталь-авто” выбрала правильное направление»,— считает она.
«Подобные сборочные производства выгодны компании. Они более
прибыльны, чем организация собственных производств или попытки
совершенствования существующих моделей»,— дополнил аналитик ИФК
«Метрополь» Александр Жуков.