Иномарки рванули на зеленый...Вне игры
Артур Саруханов
Более миллиона автомобилей будет продано в этом
году в России. Основными двигателями рынка становятся зарубежные
производители. В первом полугодии каждый четвертый россиянин отдал
предпочтение иномарке. Эксперты считают, что уже через два года
"АвтоВАЗ" не сможет конкурировать с автомобилями иностранного
производства в ценовом сегменте от 7 до 10 тысяч долларов.
Производство легковых автомобилей в этом году в России увеличится
на 6--7%. По прогнозу чиновников из Минпромэнерго, будет продано
1,1 млн. новых автомобилей. В первом полугодии российские заводы
уже выпустили 534,5 тыс. автомобилей. Но оснований для оптимизма у
них нет. Основной рост производства придется на зарубежные
концерны, работающие на российском рынке. Несмотря на увеличение
выпуска большинством российских автозаводов, общий объем их
производства увеличился не более чем на 10%. В то же время
иностранцы "прибавили в весе" в среднем на 50%. "Особенно высокие
приросты производства легковых автомобилей на предприятиях,
организовавших выпуск автомобилей иностранных моделей в России", -
говорит замдиректора департамента промышленности Минпромэнерго
Николай Сорокин. Их объемы производства увеличились вдвое. Только в
первом полугодии зарубежным производителям удалось реализовать в
России около 150 тыс. автомобилей. То есть каждый четвертый новый
автомобиль, проданный в России в первом полугодии, - иномарка (год
назад - каждый шестой). Аналитики уже открыто говорят о захвате
российского автомобильного рынка иностранцами. В прошлом году
отечественные автозаводы увеличили реализацию своих машин лишь на
3%, тогда как продажи новых иномарок поднялись на 78%. Поэтому 2005
год сулит иномаркам треть российского авторынка. Для этого
иностранцам необходимо продать 450 тыс. вместо нынешних 300 тыс.
автомобилей. Эта планка может быть достигнута двумя способами.
Во-первых, за счет увеличения российских квот, которые для
иностранцев лишь вопрос заявки. По словам Марии Магуайр,
PR-менеджера представительства GM в России, сейчас автозаводы ее
концерна работают по технологии "точно в срок", которая фактически
отменяет понятие складских помещений, а дополнительное производство
комплектующих возможно по заранее предъявленной заявке. Так в
дальнейшем можно будет избежать ситуации, когда россияне стоят в
очереди за иномарками от трех месяцев до года (как это сейчас
происходит с Mazda 3). Во-вторых, свои производственные мощности
увеличивают шесть действующих в стране иностранных конвейеров: Ford
во Всеволожске, совместное предприятие "GM-АвтоВАЗ" в Тольятти,
московский завод "Автофрамос" (Renault), калининградский "Автотор"
(Kia и BMW), ТагАЗ (Hyundai) и "ИЖ-Авто", выпускающий Hyundai и Kia
в Ижевске. Сегодня эти заводы загружены менее чем наполовину. Кроме
того, Россия ждет прихода немецкого Volkswagen и японской Toyota.
Volkswagen AG намерен организовать сборку своей продукции в
подмосковном Ступино уже в 2006 году. На конвейер будет поставлен
мини-вэн Touran. Toyota собирается в 2008 году завершить в
Нижегородской области строительство завода с ежегодной проектной
мощностью в 100 тыс. автомобилей. Российскими первенцами станут
малолитражка Corolla и седан среднего класса Camry. В ситуации,
когда российские автомобили приблизились по ценам к недорогим
иномаркам, спрос на отечественные машины падает. Уже через 2 года
аналитики ожидают серьезную борьбу именно в ценовом сегменте 7--10
тыс. долларов. По словам аналитика ИФК "Метрополь" Дениса Нуштаева,
эта ниша потеряет своего монополиста в лице "АвтоВАЗ", которому
придется конкурировать за покупателя с иностранными концернами.
"При покупке автомобиля россияне учитывали такую скрытую
составляющую его цены, как последующее обслуживание. Пока по этому
показателю "АвтоВАЗ" имел запас, однако дальнейшее удорожание
отечественных авто явно не скажется на объемах их продаж
благоприятным образом", - сказал эксперт Газете. Между тем
модельный ряд "АвтоВАЗа" подорожал за первое полугодие в среднем на
7,5%, а средняя стоимость "десятки" колеблется на отметке 7,5 тыс.
долларов. Горьковский автомобильный завод объявил о запуске в
производство в середине следующего года "Волги" ГАЗ-31107
(модернизированная ГАЗ-31105), которая станет дороже на 1,5--2 тыс.
Ее отпускная цена составит около 9 тыс. долларов. Ценовой сегмент
до 10 тыс. долларов показывает наиболее быстрый рост потребителей,
говорит начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья
Одинцова. Здесь предъявляются самые жесткие требования к
соотношению цены и качества. "Покупая же отечественный автомобиль,
его владелец вынужден тут же отдавать его в сервис как минимум для
протяжки. В то время как даже самые дешевые иномарки не требуют
дополнительного ухода", - заключает эксперт. Кроме того, в
следующем году начнется производство российских автомобилей с
двигателями, отвечающими стандартам Евро-2, что прибавит к цене
отечественных авто еще 500--550 долларов. Это означает, что
конкурировать ГАЗу и ВАЗу с недорогими иномарками станет еще
труднее.