ФИНАМ.ру: Владимир Путин: Тот, кто производит энергоресурсы, куда хочет их и поставляет
Лариса Макеева
Сегодня, 15 мая ОАО "Газпром" подписал ряд соглашений по
строительству газопровода "Южный поток" (South Stream) - с сербской
Srbijagas, греческой DESFA и болгарским Bulgarian Energy Holding
(BEH). Параллельно с этим в Сочи глава правительства РФ Владимир
Путин обсудил с итальянским премьером Сильвио Берлускони дальнейшую
судьбу проекта.
"Южный поток" - совместный проект "Газпрома" и итальянской Eni
по строительству трубопровода для транзита российского и
среднеазиатского газа в Европу по дну Черного моря. В планах
построить к 2015 г. трубу из России в Болгарию, а затем разделить
ее на северный и южный маршрут. Через первый маршрут газ пойдет в
Сербию, Хорватию, Словению, Румынию, Венгрию и Австрию, через
второй - в Грецию и по дну Адриатики в Италию. По предварительным
оценкам, создание "Южного потока" протяженностью морской части в
900 км и максимальной глубиной 2000 м обойдется в 25 млрд евро.
&&Межправительственные соглашения с Болгарией, Грецией,
Венгрией и Сербией были подписаны год назад, ряд документов с
венгерской MOL - в марте 2009 г. Со Словенией и Австрией переговоры
по проекту еще идут. Нет итогового соглашения и c итальянской Eni,
хотя межправительственное соглашение с ней Россия подписала еще в
июне 2007 г., и пока не будет. Сегодня стороны подписали лишь
дополнение к Меморандуму о взаимопонимании о дальнейших шагах по
реализации проекта South Stream. Новый документ предусматривает
увеличение мощности морской части "Южного потока" с 31 до 63 млрд
кубометров, а также регулирует вопросы маркетинга газа в рамках
проекта.
Разговоры о строительстве "Южного потока" - альтернативы
газопровода "Набукко", который должен пройти в обход России через
Центральную Азию в страны ЕС, и прежде всего Австрию и Германию, -
ведутся уже не первый день. Очередной виток обсуждения связывают с
Энергетический саммитом в Праге 8 мая, на котором Евросоюз подписал
совместную декларацию по Nabucco с Азербайджаном, Грузией, Турцией
и Египтом. И хотя с главными участниками проекта - Казахстаном,
Туркменией и Узбекистаном ничего решено не было, в нынешнем
подписании ряда корпоративных соглашений по "Южному потоку"
наблюдатели усмотрели ответный маневр в газовом соперничестве.
Но ничего подобного и в помине нет, заверил Дмитрий Песков,
просто "логическое продолжение ежедневной кропотливой работы по
реализации проекта", или как заметил Владимир Путин в разговоре
журналистами в Сочи, сегодня на мировых рынках тот, кто производит
энергоресурсы, куда хочет их и поставляет. Россия в свою очередь,
по его словам, противиться созданию альтернативного газопровода не
намерена.
Успешная реализация "Южного потока", по словам аналитика "Арбат
Капитал - Управление Активами" Виталия Громадина, позволит России в
будущем снизить экспортные поставки через проблемную Украину и в
перспективе увеличить свою долю на газовом рынке Европы.
Однако на пути создания "Южного потока" много подводных камней.
Это и активное несогласие США с планами России, и сильное желание
ЕС все же реализовать свой проект Nabucco, и возможные проблемы с
финансированием у "Газпрома" в связи с падением цен на нефть и
нестабильной экономикой, и даже ссора России с Туркменистаном в
связи с прекращением закупок газа из этой страны "Газпромом". Но с
учетом того, что вопрос с финансированием Nabucco на 70% еще не
решен, а Туркменистан вместе с Узбекистаном и Казахстаном все же не
отвернулись от России, перспектива создания "Южного потока" очень
реальна.
Другое дело, что построен он может быть и не к 2015 году,
а позже, считает старший аналитик ИФК "Метрополь" Александр
Назаров. Впрочем, его насущная необходимость в условиях снижения
спроса на сырье до 2020 года может и не возникнуть. А вот
если предположить, что Nabucco все же будет построен раньше, то
газа из Туркменистана на два проекта может не хватить, особенно
если учесть экспорт газа из этой страны в Китай, а возможно, в
будущем и в Индию, считает Виталий Громадин. А вот двух
газопроводов для Европы, да еще в условиях возможного затяжного
экономического кризиса, будет явно много.
Пока все имеющиеся документы по "Южному потоку" декларативные,
отмечают эксперты. Но со временем борьба за "Южный Поток" или
Nabucco будет обостряться, и "шансы первого на реализацию все равно
остаются выше", уверен Виталий Громадин.