Антон Мохов
Банк «Глобэкс» открыл кредитную линию ОАО
«АвтоВАЗ». Первый транш средств составил три миллиарда рублей.
Кредитные ресурсы пойдут на пополнение оборотных средств
автогиганта. По мнению аналитиков, в том, что банк «Глобэкс»,
который чуть более месяца назад уже практически ушел с рынка,
сегодня кредитует АвтоВАЗ, ничего странного нет.
Напомним, что 27 октября 2008 года
Внешэкономбанк (ВЭБ) приобрел 99% акций «Глобэкса». Сделка была
совершена в целях санации московского банка, который оказался в
числе первых кредитных структур, пострадавших от финансового
кризиса. Спасаемый ВЭБом банк возглавил экс-глава тольяттинского
«Национального торгового банка» Виталий Вавилин. На этот пост
Вавилин был назначен по решению руководства ВЭБа – одного из
основных акционеров НТБ (доля в уставном капитале 16,32% акций –
прим. ред. 63.ru). Кадровые перестановки были трактованы как один
из этапов плана по санации «Глобэкса».
Решение об открытии банком «Глобэкс» кредитной
линии крупнейшему российскому автопроизводителю было принято в
контексте реализации мер по поддержке реального сектора экономики в
условиях дефицита заемных средств на рынке кредитования, говорится
в сообщении пресс-службы банка. Деньги нужны АвтоВАЗу для
пополнения оборотных средств. Сейчас автогиганту уже выделен первый
транш – три миллиарда рублей. Сколько их будет всего, а также
условия предоставления кредитной линии, в банке «Глобэкс» раскрыть
отказались.
Проблемы с оборотными средствами сейчас
испытывают многие крупные предприятия. В частности, несколькими
днями ранее крупнейшее нефтегазодобывающее предприятие Самарской
области ОАО «Самаранефтегаз» выступило поручителем нефтяной
компании Роснефть, которая планирует привлечь кредит Сбербанка в
размере 20 миллиардов рублей. Компании Сергея Богданчикова нужны
также для пополнения оборотных средств. Роснефть планирует получить
кредит под 14% годовых на девять месяцев. В качестве обеспечения
Самаранефтегаз предоставит кредитному учреждению собственное
имущество на сумму 22 миллиарда рублей – это более 25% активов
компании.
По мнению аналитиков, сейчас определенной
программы, комплекса мер по поддержке реального сектора экономики,
испытывающего дефицит оборотных средств, в условиях финансового
кризиса нет. «Тем не менее, сейчас государство вдвойне поддерживает
предприятия, которые несут большую социальную нагрузку –
обслуживают и дают работу большому количеству людей. В этот список
также входят те предприятия, которые ранее получили кредиты от
Внешэкономбанка на льготных условиях», – отмечает аналитик компании
«Метрополь» Марк Рубинштейн. Как известно, АвтоВАЗ, давно работает
с ВЭБом. 75% уставного капитала предприятия контролирую
госструктуры. Плюс ко всему не так давно АвтоВАЗ вел переговоры с
ВЭБом о выделении кредита на сумму в один миллиард долларов США.
Однако о результатах их завершения пока ничего и
неизвестно.
По мнению другого собеседника – аналитика одной
из московских инвестиционных компаний – в том, что еще месяц назад
«Глобэкс» почти «ушел» с рынка, а сегодня кредитует АвтоВАЗ, нет
ничего удивительного. «Ключевой фигурой здесь является
Внешкономбанк, – считает он. – Недееспособный банк не может давать
кому-то деньги».