"Росморпорт"рассчитывает получить с пяти крупнейших стивидоров доплату за
аренду
Рина Мориц
ФГУП «Росморпорт» подал в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и
Ленобласти иски к пяти крупнейшим стивидорам петербургского порта с
требованием доплатить аренду за пользование причалами на общую
сумму более 600 млн руб.
Претензии получили ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ), ОАО
«Балтийский Балкерный терминал» (ББТ), ОАО «Морской порт
Санкт-Петербург», а также ЗАО «Четвертая стивидорная компания» и
ЗАО «Первая стивидорная компания».
Государственное имущество морских портов находится в хозяйственном
ведении ФГУП «Росморпорт». Новые долгосрочные договоры аренды
причалов по рыночным ценам, которые значительно превышают стоимость
аренды в предыдущие годы, между «Росморпортом» и петербургскими
стивидорными компаниями были заключены в 2009 году. Таким образом,
сейчас «Росморпорт» предложил частным предприятиям компенсировать
разницу в цене, по которым аренда причалов оплачивалась ранее, и
ценами, подсчитанными по новой методике.
«Общая сумма исков составляет порядка 600 млн руб. за период,
начиная с 2004 года. С большинством стивидорных компаний порта
Санкт-Петербург в 2008-2009 году «Росморпорт» подписал новые
долгосрочные договоры аренды, что исключает возможность остановки
порта или создание препятствий в деятельности стивидорных
компаний», - сказала пресс-секретарь «Росморпорта» Ольга
Донских.
Наибольшая часть иска приходится на Морской порт Санкт-Петербург и
находящиеся под его управлением Первую и Четвертую стивидорные
компании. С них «Росморпорт» требует около 460 млн руб.
Как заявил «Гудку» председатель совета директоров Морской порт
Санкт-Петербург Игорь Федоров, стивидоры не согласны с претензиями
арендодателя причалов и текущей задолженности перед «Росморпортом»
у Морского порта Санкт-Петербург нет. По его словам, ФГУП
пересчитал ставки по новой методике и задним числом доначислил
компаниям арендную плату с 2005 года.
Общая сумма иска к ББТ составляет около 100 млн руб. «Мы пока не
можем комментировать этот вопрос, потому что ситуация не простая и
юристы пока изучают документы», - сказал «Гудку» Владимир
Равинский, сотрудник пресс-службы «Уралкалия», владеющего ББТ.
С ПНТ госпредприятие требует порядка 40 млн руб. «Наши юристы
только получили документы по этому делу и необходимо время, чтобы
ознакомиться с ними и сформулировать свою позицию в этом вопросе»,
- сказал «Гудку» советник генерального директора по маркетингу ПНТ
Кирилл Котин. – «Сейчас могу сказать только, что достаточно
неприятный «подарок» учитывая, каким сложным был прошлый финансовый
год».
«Конечно это неприятный подарок, петербургские стивидоры теряют
объемы и откуда им взять деньги еще и на дополнительную плату за
аренду», - говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий
Баранов. – «Непонятно, почему «Росморпорт» пытается получить деньги
через суд, если договоры с компаниями они заключают напрямую. В
договорах должно быть подробно прописано повышение ставок, а если
этого нет, юристы стивидоров запросто смогут оспорить претензии.
Возможно, суд первой инстанции и удовлетворит иск «Росморпорта», но
вторая инстанция уже подробно разберется с ситуацией и примет
сторону стивидоров».
Отметим, что с аналогичным иском в 2009 году столкнулся порт
Выборгский. В декабре 13-Й Апелляционный суд (вторая инстанция)
отказал в удовлетворении иска «Росморпорта» к порту о признании
ранее заключенного договора аренды причалов недействительным и
отклонил требование к ответчику об освобождении и взыскании
доначисленной суммы арендной платы.
По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Дениса Нуштаева, с
созданием «Росморпорта» в 2002 году бизнес получил дополнительный
бюрократический барьер, и порты не могут оперативно решать вопросы.
«Достаточно упростить процедуры взаимодействия в портах бизнеса и
государства, запутанность которых и порождает коррупцию. А
централизация финансовых потоков только увеличивает ее», - считает
он.
Рассмотрение дела Четвертой стивидорной компании назначено на 26
января 2010 года, Морского порта Санкт-Петербург - 10 марта, ПНТ -
11 марта, ББТ - 17 марта и Первой стивидорной компании - 18
марта.